Авторизация


 

Энергетика-2015: итоги. Нулевой баланс.

Энергетика-2015: итоги. Нулевой баланс.


Каким запомнится уходящий сложный для энергетики страны 2015 год? Главные события, важные решения, ключевые задачи, сделанное и отложенное до лучших времен.

Ключевые задачи: полумеры и долгий ящик

Ежегодно Министерство энергетики утверждает ключевые задачи на следующий год и в декабре отчитывается об итогах их выполнения. На 2015 год Минэнерго в своем рабочем плане выделяло шесть таких задач: корректировка Энергостратегии-2030 с продлением ее до 2035 года, реализация дорожной карты «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», совершенствование процедуры КОМ, создание и ввод в эксплуатацию ГИС ТЭК, разработка проекта закона по введению налога на финансовый результат в нефтяной отрасли, содействие импортозамещению в промышленности и ТЭК.

Итак, декабрь на дворе, и приближается дедлайн регулятора по отчету о выполненной работе. Об Энергостратегии чуть позже и отдельно, а сначала о «тактике», о рынке, о дне сегодняшнем, точнее, уже о вчерашнем. Листаем календарь назад.

Как‑то так получилось, что о программе дорожной карты «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» в этом году официальные лица не говорили. В марте Федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что подготовила проект постановления «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам в сфере теплоснабжения при подключении к системам теплоснабжения». Цель этой работы – обеспечение недискриминационного доступа к услугам, инфраструктуре и приборам учета. На этом до момента подготовки КОМ-2016 тема тепловой энергетики в 2015 году была закрыта, руководители ведомств ее не обсуждали и громких заявлений не делали.

В августе в свет вышло Постановление правительства «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности» – основополагающий документ к проведению КОМ-2016, который и был проведен по этим правилам. В обновленной модели рынка отборы мощности проводятся по двум ценовым зонам оптового рынка (раньше – по каждой из 21 зоны свободного перетока). «Системный оператор» отобрал почти 197 ГВт мощности и отсеял 681 МВт. В следующем году в первой ценовой зоне мощность обойдется потребителям в 112 тыс. рублей за 1 МВт в месяц (в этом году – 133 тыс. рублей). Во второй ценовой зоне цена составила 189 тыс. рублей за 1 МВт в месяц (в этом году – 179 тыс. рублей). Ежегодно цена будет индексироваться по принципу «инфляция минус 1 %». Главный вопрос рынка – вынужденная генерация, вывод ее из эксплуатации как устаревшей и неэффективной, механизм компенсации этих мероприятий, по факту, не решен. Все по‑прежнему сложно, над этим предстоит еще работать и работать, но то, как все это делается, говорит о том, что в уходящем кризисном году тотального дефицита финансирования и при зашкаливающих за рамки разумного и привычного роста неплатежей теплоснабжение оказалось не в приоритете.

Единственной новостью о создаваемой ГИС ТЭК была та, что в начале текущего года разработка ее завершена и система передана РЭА для тестирования. После этого разговоры о ней прекратились, чиновники предпочли о ней промолчать. Последние новости с упоминанием ГИС ТЭК висят на сайте исполнителя проекта ГК «Ланит», и датированы они апрелем уходящего года. По закону информационная система должна начать работать 1 января 2016 года. Это уже скоро. Поживем – увидим.

Инициатива введения налога на финансовый результат создала нехарактерный для последних лет прецедент, когда предложенную схему НФР не поддержали президент Владимир Путин и Минфин, считающий это попыткой выбить льготы для старых неэффективных месторождений, которые вошли в пилотный проект. Однако Минэнерго продолжает протаскивать эти нововведения, считая, что это позволит увеличить выработку. Более того, ведомство даже заявило о пилотных проектах с применением НФР, а министр энергетики Александр Новак сообщил, что ведомство рассчитывает на принятие законопроекта по пилотам до конца года.

Импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе по результату работы года этой программы в отрасли пока только слова. Более того, можно сказать, что никакой программы как таковой, как некоего оформленного документа, подкрепленного законодательно, надо полагать, нет, если 27 октября на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК при президенте России сам президент и высказался об этом как о том, что еще предстоит сделать. На заседании комиссии Владимир Путин попросил участников совещания высказать свои соображения по работе финансовых механизмов, которые должны сыграть «важную роль в развитии импортозамещения оборудования для ТЭКа». Президент назвал в том числе связанные кредиты, лизинг, субсидирование процентной ставки для производителей оборудования. Другими словами, все то, чего сейчас на рынке как бы и нет для отечественного производителя и что, собственно говоря, и должна была бы включать в себя программа содействия импортозамещению в промышленности и ТЭК. «Нужно повысить уровень локализации технологий и оборудования, которые необходимы российским компаниям и востребованы оте­чественными заказчиками. Конечно, при этом важно соблюдать известный параметр «цена – качество» и, кроме того, нужно повысить прозрачность таких заказов всеми недропользователями вне зависимости от структуры акционерного капитала», – в очередной раз заявил президент, что читается как «уж сколько раз твердили миру».

Стратегическое пролонгирование

В октябре 2015 года Минэнерго представило обновленную стратегию развития ТЭК до 2035 года. Документ необходимо было подправить, чтобы отразить в нем существенные решения, принятые в последние годы, – «большой налоговый маневр» в нефтяной отрасли, либерализацию рынка СПГ, создание общих энергетических рынков Евразийского экономического союза. Кроме того, ее расширили на пять лет: предыдущий вариант документа ограничивался 2030 годом. Изначально ее должны были представить в конце прошлого года, но работа затянулась.

Документ имеет два сценария – консервативный и целевой, различаются они предполагаемыми темпами роста экономики (1,9 и 4 % в год ежегодно). В обоих случаях учтены санкции против банковского и энергетического секторов, а также снижение среднегодовых цен на нефть до 55 долларов за баррель в 2015 году с возвращением в течение пяти лет к 80 долларам за баррель и медленным ростом к 2035 году до 95–105 долларов за баррель. Также стратегия предлагает сценарий и перспективы развития каждой отрасли энергетики и меры, необходимые для решения основных задач.

Ключевым фактором Энергостратегии-2035 является повышение энергоэффективности и задействование потенциала энергосбережения. В целевом сценарии энергоемкость российской экономики уменьшится к 2035 году в 1,6 раза, а электроемкость ВВП снизится в 1,4 раза. В результате при почти двойном росте ВВП потребление первичной энергии увеличится только на 17 %, а спрос на электроэнергию – на 36 %.

Как бы то странным ни показалось, но в своей работе над обновляемой стратегией Минэнерго называет главными вызовами в электроэнергетике то, что уже сейчас стоит на повестке дня. Это недоработанность действующей модели отношений и ценообразования в сферах энерго- и теплоснабжения, недостаток конкуренции на оптовом и розничном рынках, а также отсутствие стимулов для вывода из эксплуатации неэффективной генерации при существующем излишке мощностей. Важную роль в решении поставленных в стратегии задач, по видению Минэнерго, должно сыграть развитие конкуренции и методов государственного, в том числе антимонопольного, регулирования тарифов в электроэнергетике и централизованном теплоснабжении. Ключевым направлением преобразований представляется изменение модели отношений в сфере теплоснабжения с ценообразованием на основе принципа «альтернативной котельной», развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Другими словами, ничего нового, что неудивительно.

Энергостратегия, по сути, всегда являлась документом масштабным, но необязательным к исполнению, ведь реальное положение дел в отрасли сильно корректируется внешними факторами. Поэтому громкие слова «у нас есть Стратегия» так и останутся словами, которые можно будет ввернуть при любом удобном случае. Это косвенно признают и в Минэнерго, заявляя, что «детализация положений будет осуществлена в отраслевых генсхемах, а дополнительные меры по реализации будут проработаны в отдельном документе – сводном плане реализации первого этапа стратегии. В этот план войдет целый ряд предложений, которые не вошли в основной документ именно по причине своей предельной конкретности». То есть конкретика излишня, хватит и общих слов.

Неплатежи: Накипело

4 ноября Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Это важное событие для отрасли, объем долгов в которой превышает 800 млрд рублей.

Закон устанавливает твердый размер пени за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергоресурсов или услуг их поставки, а также систему гарантий оплаты. Уточнен порядок ограничения режима потребления электричества для неотключаемых потребителей. Введены дополнительные условия для заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, закон определяет новые составы административных правонарушений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко заявил, что главная цель принятия закона – не допустить новой волны роста неплатежей, что особенно актуально в текущей экономической ситуации. «Мы надеемся, что с принятием закона в отрасль придут дополнительные средства, которые позволят энергокомпаниям выполнять обязательства по инвестиционным программам», – заявил Вячеслав Кравченко. Что касается населения, закон стал мягче: пеня не начисляется в течение 30 дней.

Дело «Ленэнерго»

Самый громкий скандал в электро­энергетике в 2015 году – «Ленэнерго». Напомним, компания держала 13,4 млрд рублей в банке «Таврический», который в декабре 2014 года перестал обслуживать клиентов и в итоге был подвергнут санации. Сетевая компания была вынуждена создать резерв под обесценивание финансовых вложений на сумму 8,6 млрд рублей, что стало одной из причин убытка «Лен­энерго» – по итогам 2014 года он составил 7,9 млрд рублей.

Вместе с «Ленэнерго» пострадала и МРСК Северо-Запада – у нее на счетах зависло 3 млрд рублей. Из-за того что банк хранил деньги крупных сетевых структур, регулятор не стал отзывать у «Таврического» лицензию. «Агентство по страхованию вкладов» выделило 28 млрд рублей «на оздоровление» за счет средств Банка России на десять лет. Санатором стал банк «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова, который впоследствии присоединит к себе «Таврический». По условиям санации «Ленэнерго» удалось вернуть около половины потерянных средств, остальные были переоформлены в депозиты по ставке 0,5 % годовых сроком на 20 лет.

Чтобы разобраться с проблемой «Лен­энерго», Росимущество решило выкупить допэмиссию «Россетей» на 32 млрд рублей. В начале октября доп­эмиссию акций одобрили акционеры сетевого гиганта. В начале ноября соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Деньги компания получит до конца 2015 года.

По мнению генерального директора «Россетей» Олега Бударгина, строгая платежная дисциплина со стороны сбытовых организаций позволила бы избежать проблем, аналогичных ситуации с «Ленэнерго». Чтобы решить задачу, Минэнерго предложило синхронизировать сроки оплаты за передачу и потребление энергии, а также ввести пятидесятипроцентную предоплату для компаний, которые покупают электроэнергию на розничном рынке.

«РАО ЭС Востока» продолжает работать

Если называть вещи своими именами, то возможные последствия финансово-хозяйственной деятельности ПАО «РАО ЭС Востока» обойдутся бюджету намного дороже, чем питерская история уходящего года. Сейчас ситуация с этой компанией торчит листком, который выбивается из аккуратной стопки позитивного и оптимистичного отчета о положении дел в энергетике в 2015 году. «РАО ЭС Востока» – это то, о чем весь год говорят на закрытых совещаниях с участием председателя правительства (см. №,,, «Энергополиса»), и то, о чем говорят эксперты, аналитики и участники рынка вполголоса, в кулуарах и курилках, надеясь, что, возможно, пронесет.

На сайте госзакупок размещен конкурс на «оказание услуг юридического консультанта по рефинансированию задолженности холдинга ПАО «РАО Энергетические системы Востока» стоимостью 22 млн рублей. Общая задолженность по кредитам и зай­мам «РАО ЭС Востока» на 1 июля 2015 года составляла 87,92 млрд рублей. Основными причинами ее увеличения являются возрастающий дефицит финансирования инвестпрограммы и оборотных средств на фоне убыточности основной деятельности компании из‑за действующей на Дальнем Востоке системы тарифного регулирования, отмечают в «РусГидро».

Динамика роста долга компании в 2014 году была на уровне 20 %, и весь текущий год руководство холдинга продолжило движение неснижающимся темпом и в том же направлении. В ноябре совет директоров «РусГидро» утвердил схему рефинансирования задолженности «РАО ЭС Востока». Гидрогенератор организует допэмиссию своих акций, банк ВТБ заплатит за них 85 млрд рублей и в результате получит до 20 % акций «РусГидро».

В команде «РусГидро» замена

В 2015 году были отправлены в отставку сразу несколько крупных отраслевых руководителей. В энергетике самым заметным кадровым решением стала отставка главы «РусГидро» Евгения Дода.

Новым руководителем «РусГидро» был назначен Николай Шульгинов, совет директоров утвердил его в должности на пять лет. На пост руководителя гидроэнергетического холдинга он пришел из «Системного оператора», где занимал должность первого заместителя председателя правления. Коллеги по цеху называют его опытным и грамотным инженером, но человеком без команды, никогда не проявлявшим себя в качестве яркого руководителя. Представляя Шульгинова на совещании 31 августа, председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев сказал: «Компания должна продолжить решение важнейших гидроэнергетических задач. Естественно, реализация будет теперь задачей нового руководителя. Он обладает для этого необходимым опытом».

Иногда они возвращаются: Чиновники в госкомпаниях

В 2011 году тогда еще президент Дмитрий Медведев издал указ о том, что профильные чиновники должны покинуть посты в госкомпаниях. Это было сделано для разгосударствления экономики и улучшения инвестиционного климата в России.

По прошествии четырех лет ситуация изменилась полностью. Сейчас госчиновники сидят в советах директоров всех крупнейших энергокомпаний: министр энергетики Александр Новак – в «Россетях», его зам Вячеслав Кравченко – в «РусГидро» и «ФСК ЕЭС», в «Интер РАО» – директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс. В совет директоров «РусГидро» также входят заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. В других отраслях энергетики наблюдается та же картина. Большинство назначений состоялось в 2015 году.

***


В уходящем году исполнилось десять лет с момента аварии на подстанции «Чагино». Энергоколлапс и отключение от электричества большей части столицы наглядно показали, что энергосистема дышит на ладан, и дали Анатолию Чубайсу почву, на которой впоследствии была взращена реформа электроэнергетики. За прошедшие годы в отрасли немало изменилось: были приняты новые законы, вложены триллионы в обновление оборудования, несколько раз менялась структура отрасли в целом. Однако ошибки планирования и зависимость от ручного управления привели отрасль совсем не туда, куда планировал идеолог реформы. В итоге имеем то, что имеем: штучные решения, неопределенность, нестабильность и разруху на всех уровнях. Может быть, сегодня в энергетике опять такая ситуация, что, пока не грянет гром, никто не вспомнит об отрасли.

Вячеслав Кравченко
Заместитель министра энергетики РФ

«Закон направлен на укрепление платежной дисциплины со стороны неотключаемых потребителей, которые зло­употребляют своим положением, и ужесточение ответственности за самовольное подключение к тепловым, электрическим и газовым сетям»




















Денис Федоров
Генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг»

«Если не будут приняты со стороны регуляторов правильные решения, то через 4-5 лет мы вернемся к необходимости проведения масштабного инвестиционного цикла в отрасли, повышению цен на электроэнергию и тепло»
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.