Авторизация
 

Раненые в души. Травмированная Россия

Раненые в души. Травмированная Россия
Невозможно не заметить и бессмысленно отрицать тот факт, что за последние неполные пять лет в России значительно увеличилось поголовье психологов и психотерапевтов. Не знаю статистики, но масштаб явления неоспорим. Лично, по-моему, в стране за этот же период увеличилась и стала более ощутимой нехватка квалифицированных психиатров, но это другое.


«Чужая душа – потёмки», а им и кромешная темнота – как белый день. Врачеватели душ человеческих, настройщики и консультанты тонких материй, специалисты узкого профиля с обширным словарным запасом специфических терминов, тайный смысл которых известен только им самим, как, впрочем, и маркетологам, тарологам, хренологам, астрологам и «вот этим вот всем» эффективным и продвинутым, с названиями профессий и служебными обязанностями, либо заимствованными из других и не всегда земных языков, либо взятыми с потолка эйчарами.
Эти душеведы, толкователи и провидцы уровня «а я вам говорил», коновалы и душегубы в одном лице не просто заняли свободную до некоторых пор нишу оказания платных услуг населению, а просто-таки заполонили рынок труда, заняв второе место в списке наибольшего объёма предложения в России. Не знаю, кто занял первое место, но «этих», реально, нереально много. Другими словами, до хрена.

Я не ропщу, не ёрничаю и излишне не иронизирую. Я лишь констатирую и при этом ни чуть не драматизирую, но, на самом деле, с нами что-то произошло. И, видимо, что-то очень нездоровое, если их уже столь много, а нас с каждым днем все меньше и меньше. Я про соотношение здоровых и желающих поправить наше здоровье. Это стало социальным явлением. Это общественный недуг. Что-то типа расфокусированной линзы интереса, сфокусированной не на то…

Биполярка – это модно. Все травмированные. Абсолютно все. Откуда же они все взялись-то на наши нездоровые головы? Просто часть этих травмированных в какой-то момент захотела разобраться в самих себе и пошла за этим делом к психологам, а выйдя от них, пошла учиться на психолога, чтобы потом разобраться с другими, желающими, в свою очередь, разобраться с собой.

Кого-то в свое время 90-е закалили круче дамасской стали и кованного гвоздя, а кого-то так ковидный карантин «переехал», что позвоночник не удержал соображалку от падения в трусы, крыша поехала и кукуха тоже.

Происходящие изменения в сфере общественного интереса напоминают массовый психоз или манипуляцию государственного масштаба с задачей переключения внимания. В большей части это касается, по идее, самой активной части населения, людей возраста 25-40 лет. Это можно сравнить с побочным эффектом или осложнениями после перенесенного заболевания. «В общем, здоров, но что-то с ним не так».

В период буйства COVID появился термин «ковидный туман». Это что-то про потерю концентрации у перенесших это заболевание. Это очень распространенное явление, бороться с которым – не самая простая, но решаемая задача.
Попробуйте вспомнить, как вы жили в 2019-м и что планировали на 2020-й год. Оцените, как изменились вы сами, ваше целеполагание, планирование и, если угодно, вектор вашего развития после годичного локдауна в вашей биографии. Заметили ли вы произошедшие изменения в обществе и в вашем ближайшем окружении? Вы понимаете, что мир стал другим? «По сравнению с Бубликовым, вы чувствуете себя нормально»?
А тогда откуда их столько? Все эти писатели, мемологи, инфлюенсеры, геймеры, пивозоры и смотрящие вирусные видео, откуда они, нахрен, взялись? Ведь жили же хорошо, учились. Кто-то пил смузи, кто-то пивасик. Слушали в наушниках по дороге куда-нибудь всякую ахинею, называемую подкастами, свайпили картинки и «ездили на море». И вдруг, в один прекрасный день, когда ничто не предвещало беды, началось массовое переключение. Один менеджер по продажам утром проснулся фотографом, девушка без определенного рода занятий с дипломом Вышки вышла из такси в районе Красного Октября писателем, проснувшийся в субботу в постели с женщиной «ничего себе так парень» переоделся в женское платье, а какая-то девушка 35 лет вообще оказалась мужчиной средних лет.

«Ну как же так?! Вроде все правильно сделал: купил Лейку, поехал на Бали, раздел свою девушку, положил ее в прибой на закате, а фотограф из меня не получился. Продам камеру на Авито, оплачу трехмесячные курсы у трехкратного чемпиона мира по психологии и пойду в психологи. Диван и кресло у меня уже есть».

Но все это – спекуляция. Фотографы, снимающие плавающую в луже девушку, тешат за деньги ее эго и потакают ее дурному вкусу. Психолог помогает «преодолеть», «отринуть, чтобы обрести» и «отпустить, чтобы перейти на новый уровень». Потому что новый уровень – это «личностный рост», без которого все превращается в кринж, зашквар, неминуемый абьюз и еще какую-то распространенную болезнь, наподобие триппера, но только в мозге.

Развитие высокоскоростного и широкополосного доступа в интернет сделало свое дело в части доступа к тайнам душ через онлайн-сессии со специалистами в этой области человеческих знаний. Написав это, я засомневался в справедливости используемых определений неопределимого.
«Хотите поговорить об этом?» Да! Очень! Что, черт возьми, с нами случилось!? Что же нас четыре года назад так закоротило? Что произошло, когда мы дома постоянно мыли руки и ходили в масках в туалет в своей однокомнатной квартире? Что стало с нами, если вопросы точки G стали превалировать над другими проблемами?

«Нашел, что вспомнить»! Ковид… ОК. Ответьте на те же вопросы про изменения, произошедшие с вами за последние два с половиной года.

Фото: Андрей Агафонов / "Новая Фотографика"

В нормальном обществе запрос формируется не индивидуальными потребностями, а трендами и модой. Рынок формируется объемом спроса. В России сейчас, конечно, все не так. У нас СВО, традиционные ценности, демографические проблемы, скрепы и квадроберы… А еще психологи и их пациенты, к которым обращается власть «рожать патриотов». Нам говорят: к станку, точить болванки для снарядов, а мы все на кушетках со своими сексуально неудовлетворенными тараканами. Другими словами, «Мама, мы все тяжело больны/Мама, мы все сошли с ума».

Если немного грубее, но более доходчиво, то в период с десятых годов, с небольшим перерывом в 2014-м, массовые поиски каждым из нас самого себя большинство привели к искомой самодостаточности, и мы, по-русски говоря, перестали трахаться. Настоящих самодостаточных это вывело на новый уровень и привело к навязчивой идее достижения полной самореализации, и они продолжили поиски себя. После того как о необходимости самореализации заговорили инфлюенсеры с Патриков и района Хамовники, болезнь стала неконтролируемой, превратилась в пандемию и накрыла Россию, не исключая Пупырловку и деревню Малые Сопли. Эта зараза стала диагностируемой проблемой общества и экономики. Народ побросал станки и недоенных коров и пошел к психологам, чтобы узнать, что с ним не так. Высококвалифицированные специалисты из Инстаграма объяснили всем, что дело в детских фобиях и травмах, а кроме всего названного: «все мужики козлы», а «бабы – дуры». Деньги в кружку! Следующий…
Я повторю и, пожалуй, подчеркну, что наличие такой армии психологов говорит о реальной необходимости оздоровления общества. В США самая распространенная профессия – юрист. У нас – «эти».

Бегство в мир онлайн-психологии и самопознания не решит наши глубинные проблемы.Вместо этого следует искать корни тревожности и неудовлетворенности в обществе, где взаимодействие и поддержка друг друга стали дефицитом, где каждый прячется за экранами, боясь открыть сердце для настоящего общения.
Общество нуждается в качественных изменениях, а не в поверхностных трендах самопомощи. Нужно вернуть привязанность к реальным ценностям – дружбе, любви и искренности.
Мы не можем игнорировать влияние внешних факторов – политических, экономических и социальных. Истинные изменения требуют коллективного анализа и поиска решений, в которых будет учитываться интерес каждого члена общества. Существует реальная угроза, что без этого мы будем продолжать кружить по замкнутому кругу неудовлетворенности и страха.
Мы стоим на пересечении эпох, когда традиционные ценности сталкиваются с современными вызовами. Психология, как никогда, стала важной в обществах, полных неопределенности и стресса. В то время как одни ищут утешение в дверцах психологов, другие подхватывают моду на самопознание и самосовершенствование, как будто это панацея от всех бед. Но что мы реально находим в этих бесконечных саморефлексиях?
Чем больше мы углубляемся в изучение себя, тем дальше уходим от реальных проблем. Мы ищем внешнее одобрение, ловим лайки и комментарии, забывая, что истинная поддержка часто заключается в простом человеческом взаимодействии, в умении услышать и быть услышанным.
Сложнее становится устанавливать связи в обществе, когда основное внимание уделяется индивидуальным переживаниям. Если мы не научимся соединять наши внутренние поиски с реальной жизнью, мы рискуем оказаться изолированными в мире, где каждый из нас — лишь дорогостоящая метафора, блуждающая в бескрайних полях своих разочарований.

Мне кажется, с этим надо что-то делать. Иначе кранты. Или «вы хотите, чтобы было как в Париже»?

Чтобы не допустить полного распада традиционных социальных связей, пора вернуться к самосознанию, основанному на общении и жизненном опыте, а не вот это вот всё.

Всего доброго. Искренне ваш, Андрей Агафонов.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.