Авторизация
 

Энергостратегия-2035

Собравшийся в конце сентября Общественный совет при Минэнерго России главной темой повестки своего заседания определил обсуждение проекта Энергетической стратегии России до 2035 года.

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак отметил, что в новой редакции Энергостратегии отражено влияние снижения цен на энергоресурсы и введение отдельными странами санкций против российской нефтегазовой отрасли и банковской сферы.

В Энергостратегии были реализованы два сценария – целевой и консервативный. В рамках обсуждения члены Общественного совета выступили с инициативой разработки стресс-сценария, предусматривающего дальнейшее падение цен на энергоресурсы, которую поддержало Минэнерго в лице Александра Новака.

В ходе обсуждения предложений по изменению формулы НДПИ для нефтяной промышленности участники совещания признали необходимость сохранения стабильного налогового режима для обеспечения устойчивого развития отраслей ТЭК.

Александр Новак заявил, что объем инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса России в 2015 году остался на прежнем уровне, составив около 3 трлн рублей. При этом около 1 трлн рублей было вложено в нефтегазовый комплекс.

«Триллион – это примерно те средства, которые используются для инвестиций в нефтедобычу. Мы уверены, что в той Энергостратегии на период до 2035 года с учетом мер поддержки по развитию нефтедобычи, по развитию нефтеперерабатывающих предприятий, по развитию в целом ТЭКа, изменению систем налого­обложения создастся стимул для сохранения объема инвестиций», – заявил господин Новак.

Присутствующий на заседании генеральный директор ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков отметил, что регуляторная политика органов государственной власти должна согласовываться с отраслевыми планами и позициями компаний. Председатель Общественного совета президент ОАО «Сбербанк России» Герман Греф заявил, что изменение формулы НДПИ может стать «серьезным ударом по отрасли, мультипликативный эффект от которого окажется очень заметным». Участники заседания приняли решение о подготовке обращения к президенту и председателю Правительства Российской Федерации, где будут отражены основные угрозы, которые такое решение может представлять для отраслей ТЭК. Помимо нефтяной промышленности от потенциального изъятия «девальвационных доходов», по мнению участников заседания, могут пострадать газовая и угольная отрасли.

Герман Греф по итогам заседания отметил, что работа экспертного сообщества, отраслевых компаний и сотрудников министерства оказалась успешной и создала возможности для развития коммуникаций при дальнейшей работе.

Михаил Абызов, присутствовавший на заседании, призвал дополнить план реализации Энергостратегии ключевыми показателями эффективности в ежегодном разрезе.

Центральной идеей Стратегии-2035 является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК, опирающемуся на полное использование отечественного ресурсного и инновационного потенциалов за счет формирования длинных технологических цепочек с их насыщением инновационными технологиями.

Указанные задачи и направления реализуются в три последовательных этапа, согласованных с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Первый этап (2014–2020 годы) – это этап внутренней перестройки, направленной на преодоление узких мест в развитии энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития ТЭК.

Второй этап (2021–2025 годы) – это этап ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе и на полуострове Ямал.

Третий этап (2026–2035 годы) – это этап развития инновационной экономики, выхода российской энергетики на уровень эффективности развитых стран. Основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике нового поколения, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.

Основные положения проекта Стратегии-2035 выделяют еще один – четвертый – этап (2036–2050 годы) – этап инновационного развития российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии.

Основными стратегическими ориентирами Стратегии-2035 должны стать энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.

Александр Новак, поблагодарив всех разработчиков документа, отметил, что документ не является догмой и будет оперативно дорабатываться по мере изменения глобальных условий. Министр энергетики подчеркнул, что все замечания, прозвучавшие на заседании, будут учтены и проработаны.

Ключевые задачи Энергетической стратегии России на период до 2035 года:

» модернизация и развитие энергетики (комплексная модернизация нефтепереработки, Единой электроэнергетической системы, развитие «умных сетей», децентрализованной генерации, комплексная модернизация теплоснабжения и др.);
» развитие внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры);
» развитие внутренних энергетических рынков (снижение степени монополизации, повышение эффективности регулирования, развитие конкуренции и биржевой торговли);
» повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки ТЭР для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса;
» повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг (за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры);
» повышение гибкости и диверсификация экспортных поставок (выход на новые рынки и развитие новых экспортных маршрутов, а также новых экспортных продуктов);
» повышение конкурентоспособности компаний ТЭК на внешних рынках;
» внедрение принципов устойчивого развития (социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала для инновационного развития и энергоэффективности) в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.