Авторизация

 

Обеспечение безопасности в топливно-энергетическом комплексе России

Обеспечение безопасности в топливно-энергетическом комплексе РоссииЕсли говорить про неустойчивость внутренней среды функционирования ТЭК, то, соответственно, антонимом этого понятия является достижение устойчивой внутренней среды. Понятно, что достижение этой цели возможно только на встречных курсах и может быть увязано с развитием экономики в целом, поэтому реализация масштабных планов внутри ТЭК должна опираться на долгосрочную прогнозную политику, на предсказуемость условий функционирования отраслей. Естественно, с учетом специфики всех отраслей, входящих в состав ТЭК. В частности, в нефтегазовой отрасли это формирование новых подходов к налогообложению, эффект от применения которых должен заключаться в максимизации поступления доходов в бюджетную систему государства, безусловно, с учетом интересов инвесторов при разработке месторождений. В угольной промышленности – решение проблем развития внутреннего рынка угля, включая увеличение пропускной способности железнодорожного транспорта. Стоимость перевозки по железным дорогам угля составляет до 50% от его конечной стоимости для потребителя. В электроэнергетике это реализация целевых моделей функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии. Важнейшим инструментом обеспечения энергетической безопасности страны является политика энергосбережения и повышения энергоэффективности. По уровню энергоемкости экономика России значительно уступает другим промышленно развитым странам. Около половины резервов снижения энергоемкости сосредоточено в самом ТЭКе, а соответствующие меры по повышению энергоэффективности в его отраслях намечены и сегодня находятся в стадии реализации. Разработан, принят и вступил в действие Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В целом получил одобрение проект госпрограммы по энергосбережению и по повышению энергоэффективности. Результат проведения такой политики – к 2020 году энергоемкость ВВП страны должна быть не менее чем на 40% снижена по сравнению с 2007 годом, при этом будет достигнуто более рациональное и экологически ответственное использование энергии и энергоресурсов.
Сегодня непременный атрибут российского энергетического рынка – деятельность иностранных компаний, поскольку сохраняется и поддерживается статус российской экономики как экономики открытого рыночного типа. Например, доля компаний с иностранным участием в добыче нефти составляет 17%, газа – 5,7%. Почему такие проценты? Это обусловливается необходимостью защищенности энергоресурсов и инфраструктурных объектов нефтегазового комплекса. Указанное соотношение позволяет достичь этой защищенности, сохранить благоприятный инвестиционный климат в нефтегазовой сфере. При этом действующее на сегодняшний день законодательство в Российской Федерации об иностранных инвестициях, а также о недропользовании позволяет государству, защищая свой ресурсный потенциал, определять стратегию освоения нефтегазоносных провинций. Для сравнения – около 20 стран, которые располагают 80% мировых запасов нефти, имеют более жесткие по сравнению с Россией нормы своего
внутреннего законодательства, сориентированного на допуск иностранных инвесторов к своим ресурсам. В связи с этим надо сказать не только о добычных компаниях, но и о проблемах, связанных с объектами транспортировки углеводородных ресурсов. Следует отметить, что эти объекты характеризуются высокой степенью государственной защищенности. В частности, контроль за единой системой газоснабжения экспор-
та природного газа осуществляется через РАО «Газпром». Участки недр федерального значения, в том числе континентальный шельф Российской Федерации, контролируется государством благодаря положениям федеральных законов о недрах и об иностранных инвестициях. Текущее состояние информационно-аналитического обеспечения в сфере ТЭК характеризуется необходимостью работать над тем, чтобы была возможность располагать необходимым набором информационных источников высокой степени достоверности, достаточной государственной и ведомственной статистической отчетностью и пользоваться современными информационными технологиями, которые позволяли бы эту информацию своевременно и в полном объеме получать. Для этого должен быть принят федеральный закон о государственной информационной системе ТЭК. Принятие этого закона и дальнейшее развертывание и использование системы повлечет за собой серьезные финансовые расходы, что сегодня является предметом дискуссий внутри правительства и сдерживает, может быть, окончание согласования.
Недостаточный технологический уровень и объем выпуска отечественного оборудования, определенная зависимость от импортных технологий в ряде отраслей ТЭК создают угрозу снижения конкурентоспособности вновь осваиваемых российских месторождений нефти, газа, угля, а также повышение цен на электроэнергию. Единственный путь преодоления указанной угрозы – это максимальная локализация производства энергооборудования на территории страны. Такие меры осуществляются, в том числе организационно. В Министерстве энергетики идет реорганизация и формируется департамент, в который войдет блок, связанный с отечественным энергомашиностроением. Еще одна угроза энергобезопасности – это терроризм. События на Баксанской ГЭС, пожар и попытка теракта на Ирганайской ГЭС показыва-
ют, что в данной сфере требуется не только проведение продуманной государственной политики, но и совершенствование законодательства, поэтому разработка и принятие законопроекта «Об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» относятся к первоочередным мерам. Концепция и текст этого законопроекта разработаны, на заседании Совета безопасности подтверждена необходимость такой работы. Этот закон повлечет за собой принятие целого ряда подзаконных актов, включающих требование по обеспечению антитеррористической защищенности, критерии таковой защищенности и необходимый набор действий и процедур. Еще одна группа рисков, преодоление которых обеспечивает устойчивую работу ТЭК, связана с угрозами техногенного характера. Все докладчики сегодня говорили по этому поводу. Недавние трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, на шахте «Распадская», взрыв на Омском нефтеперерабатывающем заводе говорят о том, что в топливнэнергетическом комплексе в первую очередь должны приниматься превентивные меры. Все это заставляет по-новому взглянуть на проблемы обеспечения безопасности, надежности энергообъектов. В настоящее время ведется работа по созданию дорожной карты, как сейчас приятно говорить, или плана действий по обеспечению безопасности надежности объектов ТЭК, включая набор мер по реализации этой карты. Утверждение указанного плана действий позволит реализовать системный подход к обеспечению надежности и безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, объединить усилия всех заинтересованных в указанном процессе сторон: и государства, и организаций ТЭК, и потребителей. Меры по повышению безопасности объектов нефте- и газоперерабатывающих производств предусмотрены, в том числе и в рамках тех поручений, которые президент дал во время заседания Комиссии по модернизации технологического развития экономики в марте 2010 года в Ханты-Мансийске. Подготовлена концепция обеспечения надежности в электроэнергетике, суть которой состоит в разработке рациональных схем взаимодействия субъектов отношений в отрасли, реализуемых в виде контрактов, с вполне определенными обязательствами сторон по обеспечению системной надежности, надежности элементов систем и надежности электроснабжения потребителей. Один из важных вопросов – это вопрос опасности, связанной с волатильностью цен на энергоресурсы, ограничениями деятельности российских компаний на зарубежных рынках, неопределенностью сценариев перспективного развития мировой энергетики. Доллар продолжает считаться резервной валютой, и в периоды кризисов можно наблюдать попытку инвесторов переложиться в долларовые активы. Вместе с тем монетарная политика американских властей, в частности дополнительные эмиссии в огромных масштабах, резко снижает уверенность в стабильности цен на энергоресурсы. Такая монетарная политика властей Соединенных Штатов Америки неминуемо вызовет рост мировых нефтяных цен.
Ни для кого не секрет, что в газовой сфере на сегодняшний день продолжает сохраняться зависимость России от конъюнктуры на европейском рынке газа. Наблюдаются попытки европейских государств уйти от долгосрочных контрактов, снизить цены поставки. Об этом свидетельствуют положения, сформулированные в третьем энергопакете, подготовленном Еврокомиссией. Третий энергетический пакет, одобренный властями ЕС в конце 2009 года, предписывает всем странам Евросоюза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспорту газа. Инфраструктурные ограничения, которые могут быть наложены в этой ситуации, коснутся, к примеру, не только российского Газпрома, но и крупных европейских энергокомпаний. После реформы газовой отрасли и ее претворения в жизнь даже в тех странах, где российскому холдингу не придется продавать свои газотранспортные активы, он может быть будет отстранен от управления ими. Это обесценит инвестиции, сделанные Газпромом в создание трубопроводов и подземных хранилищ, позволяющих ему надежно и гибко удовлетворять спрос потребителей. Чтобы повысить конкурентоспособность России на этих рынках, предпринимается целый ряд мер: диверсификация рынков сбыта газа, в частности через выход на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона; диверсификация маршрутов доставки «Северный» и «Южный» потоки; соблюдение приоритета долгосрочных контрактов при поставках газа трубопроводным транспортом; использование спотовых механизмов торговли при поставке сжиженного природного газа. Нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасли также подвержены риску, который связан с транзитом энергоресурсов по приграничным территориям, и поэтому целый ряд мер, которые сегодня предприняты и уже частично осуществлены, позволят в ближайшей перспективе минимизировать этириски. В частности, благодаря реализации проектов «БТС-2», «Восточная Сибирь – Тихий океан» пропускная способность российской трубопроводной системы возрастет и достигнет 358 млн. тонн. В результате возникнет профицит пропускных мощностей, что позволит к 2015 году полностью снять риски остановки того или другого экспортного направления, обеспечит гибкость в выборе наиболее прибыльных направлений экспорта. Введением Евросоюзом повышенных стандартов качества топлива Евро 4, Евро 5, а также системы сертификации химических и нефтехимических продуктов – система REACH создаются барьеры российским нефтепродуктам, идущим на экспорт, в частности в Европу. Преодоление указанных внешних вызовов сегодня достигается через системные меры по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, повышение технологического уровня отрасли, глубины переработки нефти. Все вышеизложенное, на мой взгляд, подчеркивает необходимость проведения Россией продуманной внешней энергетической политики для защиты интересов страны и ее компаний.
Своевременно выявленная угроза безопасности, в том числе и энергетической, в отношении которой заблаговременно предпринимаются осознанные и солидарные действия, перестает быть угрозой. Именно поэтому необходима активизация системной деятельности по регулярному выявлению потенциальных угроз в указанной сфере, заблаговременной их нейтрализации, мониторингу, контролю состояния энергобезопасности и результативности принимаемых мер. Необходима разработка и принятие Доктрины энергетической безопасности, в которой будет сформулирован набор необходимых мер для того, чтобы преодолеть внутренние и внешние риски функционирования топливно-энергетического комплекса страны.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.