Федеральная антимонопольная служба представила проект перехода на эталонное тарифообразование в теплоснабжении. Такое намерение продиктовано желанием снизить риск роста тарифов на теплоснабжение для конечных потребителей, однако в данном случае не всё так просто. Найти две абсолютно одинаковые компании, занимающиеся теплоснабжением, в стране вряд ли получится. Поэтому их расходы будут тоже отличаться, причём значительно. И, например, кто-то уже мог провести модернизацию сетей теплоснабжения и добился снижения потерь тепла, и у него один уровень расходов. А кто-то только собирается это сделать, и его расходы будут несоизмеримо выше, и не учитывать это нельзя. Причём расходы организаций теплоснабжения в каждом регионе будут совершенно разными, например, в северных регионах страны и в южных. Согласитесь, что копать землю, чтобы добраться до лопнувшей трубы, в них придётся по-разному: относительно легко на юге и тяжело, с прогревом промерзшего грунта и привлечением тяжёлой техники, – на севере. То есть возникает вопрос о возможности создания единой системы эталонных тарифов в масштабах всей страны: скорее всего, такое вряд ли возможно. Вероятно, придётся вводить какие-то региональные коэффициенты, которые позволят хоть как-то учитывать разницу в расходах между теплоснабжающими организациями.
Идея провести пилотный эксперимент с эталонными тарифами – вполне здравая. Однако не исключено, что она не даст желаемого результата, и нужно искать другие способы регулирования этой сферы, чтобы найти оптимальный для учёта расходов компаний, занимающихся теплоснабжением.
Неясно, как будет решаться вопрос в том случае, когда компания работает эффективно, и её тарифы меньше эталонных – что делать в этом случае? Повышать её тарифы? Но тогда пострадают потребители. Заставлять снижать расходы остальных участников рынка? Но это чревато снижением качества обслуживания, риском нарушения гарантированного теплоснабжения в осенне-зимний период. Неясно, как будет реагировать система эталонных тарифов на внешние изменения, в других сферах. Например, будут ремонтировать дорогу, которая в том числе ведёт к единственной котельной и к некоторым сетям теплоснабжения какой-либо компании. Движение по дороге может быть сильно замедлено или вовсе прекращено, и компании придётся какое-то время пользоваться платной дорогой, то есть её расходы увеличатся. В этом случае достижение эталонных тарифов станет маловероятным.
Не стоит забывать об аффилированости компаний теплоснабжения, о том, что некоторые из них входят в различные холдинги. Если, например, какая-то компания входит в холдинг, который занимается нефтепродуктами и не имеет проблем с обеспечением ими в любом количестве и по привлекательной цене, то её расходы по этой статье будут низкие. А другая теплоснабжающая организация может не иметь такой возможности, и вынуждена тратить на эти ресурсы значительные средства, зачастую переплачивая, чтобы не остаться без них. Понятно, что расходы у этих организаций будут разными, что неизбежно отразится на эталонных тарифах.
Это – лишь малая часть вопросов, которые возникают при рассмотрении идеи эталонных тарифов. Не исключено, что придётся разработать сложнейшую систему, которая должна будет учитывать буквально всё. Но и в этом случае есть риск того, что какой-то фактор, влияющий на стоимость теплоснабжения, окажется неучтённым. Что, в свою очередь, может привести к ухудшению в поставках тепла, риску аварий на сетях в холодное время года. Идея провести пилотный эксперимент с эталонными тарифами – вполне здравая. Однако не исключено, что она не даст желаемого результата, и нужно искать другие способы регулирования этой сферы, чтобы найти оптимальный для учёта расходов компаний, занимающихся теплоснабжением.
Метод «средней температуры по больнице», конечно, имеет право на существование, но, возможно, нужен другой способ учитывать расходы теплоснабжающих компаний, чтобы это не отражалось на тарифах для потребителей.
Баранов Дмитрий, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»