В статье рассмотрены особенности передачи государственного и муниципального электросетевого имущества во временное владение и пользование хозяйствующим субъектам без проведения публичных конкурсных процедур на основании специальной нормы Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным законодательством предусмотрено требование, в силу которого заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по итогам проведения соответствующих торгов. Допустимые случаи исключений из данного правила прямо установлены в законе.
В частности, п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность передачи в аренду государственного или муниципального имущества без проведения процедуры торгов при условии владения и (или) пользования арендатором частью сети инженерно-технического обеспечения, технологически связанной с передаваемой сетью.
Бесспорно, данное исключение существенно упростило жизнь собственникам государственного и муниципального имущества в части обеспечения эффективности управления и использования вверенного им имущества.
Однако после вступления нормы в действие у участников гражданского оборота возникли определенные сложности с ее применением. Так, достаточно часто планируемое к передаче сетевое имущество населенного пункта является одновременно технологически связанным с электрическими сетями, принадлежащими нескольким сетевым организациям, и данные сети в равной степени участвуют в единой технологической системе электроснабжения потребителей соответствующего муниципального образования.
При этом собственники государственного или муниципального имущества со ссылкой на рассматриваемую норму закона заключают договоры с «нужными» компаниями без соблюдения обязательных антимонопольных требований к торгам.
Безальтернативный выбор определенных организаций, которым передавались в пользование электросетевые комплексы, осуществляется без привлечения иных хозяйствующих субъектов, желающих быть участниками товарного рынка по энергоснабжению потребителей в соответствующих поселениях.
Очевидно, что подобная стратегия собственников имущества противоречит духу Закона о защите конкуренции, так как приводит к ограничению конкуренции и развитию коррупции, а также не позволяет достичь наиболее выгодных условий использования муниципального и государственного имущества.
С сожалением приходится констатировать, что суды в ряде случаев не находили каких-либо нарушений законодательства, несмотря на документальное подтверждение наличия технологической связи передаваемых государственных и муниципальных электрических сетей с объектами электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций и одновременную заинтересованность последних в эксплуатации этих сетей.
Анализ складывающейся судебной практики позволяет выявить существующие противоречия в понимании как участниками гражданского оборота, так и судами сути рассматриваемой нормы антимонопольного законодательства.
Вместе с тем представляется вполне закономерным и обоснованным предоставление прав на государственное и муниципальное электросетевое имущество по результатам проведения конкурсных процедур, в случае если передаваемое имущество технологически связано с электрическими сетями, принадлежащими нескольким сетевым организациям одновременно.
Основной целью проведения торгов в данном случае будет являться не столько обеспечение максимально широкого круга потенциальных участников, сколько выявление по итогам конкурсной процедуры лица, исполнение договора с которым в максимальной степени будет отвечать задачам эффективного использования государственного и муниципального имущества.
Только подобный управленческий подход позволит обеспечить конкуренцию между потенциальными арендаторами государственных и муниципальных объектов электросетевого хозяйства, что, в свою очередь, благоприятно скажется на энергетической защищенности конечных потребителей электрической энергии.