Сегодня развитие биогазовой энергетики в России способно решить важные проблемы. Эта отрасль может помочь справиться с большим количеством отходов и открыть совершенно новый экономический и производственный сектор.
Поскольку экологическим задачам в нашей стране стали уделять внимание только в последние несколько лет, реализовывать проекты по переработке отходов в России начали сравнительно недавно. Толчком послужила проблема реализации большого количества отходов.
Что же происходит в России с отходами животноводства, птицеводства, растениеводства и ЖКХ? Они попросту оседают мертвым грузом на близлежащих к хозяйствам территориях, загрязняя воздух, воду, пастбища и леса. Налицо огромный экологический и экономический ущерб.
Биогазовые станции, которые стали появляться на территории нашей страны, могут эффективно использоваться в качестве предприятий по переработке органических отходов животноводства, птицеводства, растениеводства и ЖКХ. Все это может перерабатываться в эффективное и экологически чистое удобрение, выдавая электрическую и тепловую энергию, которую любое хозяйство может использовать для нужд не только своих, но и близлежащего поселка или даже небольшого города.
Главный враг
Не секрет, что европейские страны являются примером по части качества производства и реализации проектов в биогазовой индустрии. В Европе при росте цен на импортируемые энергоносители поддержка биогазовой энергетики начала осуществляться прежде всего со стороны государства. Поддержка эта состоит в том, что государство выкупает электроэнергию у владельцев биогазовых станций, внедрив систему под названием «зеленый тариф». Также государство предоставляет субсидии по использованию фермером органических удобрений и не взимает с хозяйства плату за утилизацию отходов.
В Германии, например, функционирует федеральный закон, в котором прописаны благоприятные условия для развития рынка биомассы, вследствие чего этот сектор производства стал выгодным для многих хозяйств и инвесторов.
В России совершенно другая структура производства и иная система сельского хозяйства. У нас, как правило, крупные комплексы и предприятия, имеющие большой объем вырабатываемых отходов, не используют все их возможности и продолжают оставаться самыми мощными врагами природной среды.
Россия не испытывает энергетического голода, поэтому данные проекты можно рассматривать в качестве экологической составляющей, то есть как вариант решения проблемы утилизации отходов и дальнейшего использования органических удобрений для улучшения качества земельных ресурсов. В Европе эта отрасль изначально развивалась как энергетическая. Поэтому рассматривать биогазовый бизнес в России только как источник для получения дополнительной электроэнергии нельзя, все это необходимо изначально анализировать с точки зрения экологии.
Сложности возникают и с оборудованием: практически вся техническая база и установки сосредоточены на территории тех стран, которые давно занимаются данным вопросом. Это уникальные емкости, насосные установки, задвижки и многое другое. В России существуют аналоги такого оборудования, но при их использовании появляются вопросы о совместимости отдельных частей и механизмов. Значит, должны предприниматься меры по локализации оборудования на территории нашей страны и, что немаловажно, у нас тоже должны производиться материалы с высокой степенью надежности и устойчивости.
Но не все из европейского опыта нам повторять обязательно. Основной элемент поддержки биоэнергетики в Германии – «зеленый» тариф. Его субсидирование покрывается расходами из госбюджета. Поэтому на рынок в свое время вышли неэффективные проекты и поставщики некачественного оборудования, чего у нас допускать нельзя. Достаточно начать внедрять биогазовую энергетику в отдельных областях и районах, где есть необходимость утилизации отходов в большом количестве, создавая для этого все необходимые условия. И таких хозяйств с большими производственными мощностями у нас достаточно.
Четыре статьи дохода
По мнению специалистов, реализовавших проект БГС «Байцуры» в Белгородской области, для того, чтобы биогазовые технологии в нашей стране развивались, необходимы квалифицированные специалисты, рынок по производству, инвестиции и меры государственной поддержки. Сейчас владельцы крупных предприятий только присматриваются к подобным проектам, а инвесторы остерегаются вкладывать значительные средства. Но эти проблемы и недопонимание возможно преодолеть.
Действующие тарифы на электроэнергию каждый год существенно увеличиваются, что сказывается на конечной цене товара. Предприятия, которые производят отходы, могут организовать бизнес по типу производства замкнутого цикла, обеспечивая себя собственной электроэнергией, теплом, пользуясь своим топливом для транспорта, а также внося органические удобрения на поля. При этом они будут работать в чистых экологических условиях и смогут полностью решить проблемы с утилизацией отходов.
Но для того, чтобы все эти четыре статьи доходов заработали на российском рынке, нужна слаженная работа министерств как в области экологии, так и в области энергетики и сельского хозяйства.
Сейчас в ряде областей России функционируют пилотные проекты по созданию биогазовых установок для переработки отходов сельхозпроизводства, принимаются программы развития биоэнергетики. Например, проекты БГС «Байцуры», который был запущен в апреле 2012 года, и белгородская станция «Лучки», запуск которой произошел в сентябрь 2012 года. Но и у этих проектов есть проблемы, связанные с реализацией органического удобрения. Специалисты компании «РЦБ» готовы отдавать на стадии тестирования все органическое удобрение абсолютно бесплатно. Данное удобрение имеет все необходимые сертификаты, подтверждающие его высокое качество, но договориться с ближайшим крупным агрокомплексом так и не удается, потому что никак не получается решить вопрос, кто будет оплачивать затраты по логистике, несмотря на то что удобрение отдается бесплатно.
В 2008 году на Курьяновских очистных сооружениях (Москва) была запущена мини-ТЭС, использующая биогаз, полученный анаэробным способом сбраживания осадков сточных вод. Ранее весь биогаз направлялся в котельные для выработки тепловой энергии, но в летний период ее количество стало превышать технологические потребности очистных сооружений. Это позволило перейти к следующему этапу – утилизации биогаза на мини-ТЭС с выработкой электроэнергии и получением дополнительного тепла в газопоршневых двигателях.
Экологическая стабильность
Сейчас в России ощутимо растет понимание необходимости биогазовых проектов. При желании такие установки могут быть размещены во многих областях России. Органическое сырье доступно, оно позволяет предприятию или сельскохозяйственному комплексу сэкономить на многих расходах и одновременно решить экологические задачи. В отличие от других видов альтернативной энергии биогаз позволяет получать сразу несколько видов энергоресурсов.
Есть видимые проблемы – ощутимые затраты и рентабельность проектов, а также непонимание необходимости большей интеграции отрасли в экономику России. Но и эти вопросы можно разрешить, если будут приняты меры государственной поддержки с участием нескольких министерств, которых данные проблемы касаются. Биогазовой отрасли нужен гарантированный сбыт электроэнергии и органического удобрения.
Пока не будут устранены эти препятствия, огромный экономический потенциал биогазовой энергетики не будет использоваться или это будет делаться по минимуму. В то же время европейский опыт показывает, что обеспечить бесперебойную прибыль от работы БГС можно. Надо только отладить процесс постоянного снабжения отходами. В этой связи на государственном уровне требуются меры воздействия на предприятия производственной и сельскохозяйственной сфер, которые просто игнорируют подобные инициативы. Только тогда можно будет обеспечить будущий непрерывный и стремительный рост биогазовой отрасли в России, так как уже сейчас есть площадки, где можно и нужно реализовывать важные экологические проекты.