Авторизация
 

Что делать с высокими тарифами ?

Российский бизнес страдает из-за мирового кризиса и высоких тарифов. С другой стороны, надо ввести норматив предельной рентабельности бизнеса, чтобы он, не дай бог, не получил сверхдоходов. Такие взаимоисключающие параграфы прозвучали с трибуны III Всероссийской конференции по проблемам государственной ценовой и тарифной политики в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ.

 

Проблема высоких тарифов, естественно, беспокоит предпринимателей давно, если не сказать, постоянно. Это уже третья конференция по данной проблеме в ТПП. На этот раз бизнес решил сформировать свою концепцию госполитики в сфере цен на продукцию и услуги естественных монополий. Дело в том, что до сих пор стратегического документа по этой проблеме нет, а Федеральная служба по тарифам руководствуется большим количеством разрозненных законодательных актов. Вдобавок сейчас самое время для внесения такого документа в правительство, ведь Министерство экономики готовится в августе-сентябре закончить документ о снижении темпов роста тарифов – цен на газ, сетевых тарифов, тарифов на грузовые перевозки.


Двойной пресс для малого и среднего бизнеса – это низкий платежеспособный спрос, с одной стороны, и высокие цены на продукцию и услуги естественных монополий, с другой, заявил Михаил Гельвановский, гендиректор Национального института развития РАН. Его институт выступил одним из двух авторов концепции гос-политики в области тарифов, созданной по заказу ТПП. Поэтому монополии нужно обуздать. Примерно в таком же духе высказалась депутат Оксана Дмитриева:


«В правительство приходит понимание, что у нас не инфляция спроса <...> а инфляция издержек, которая прежде всего связана с ростом тарифов и цен на первичное сырье и энергоносители. С 2000 года потребительские цены выросли в 4 раза, а тарифы и цены естественных монополий – в 18 раз. При этом индекс потребительских цен уже включает в себя тарифы.


Мы анализировали инфляцию по месяцам. В декабре, когда правительство осуществляет около 30% всех бюджетных расходов и когда платят тринадцатую зарплату, никакого всплеска инфляции нет. Зато январская инфляция, когда повышаются тарифы, вносит 20–30% в общегодовую инфляцию.


Как с этим бороться? Такой законопроект мы предлагали – замораживание цен естественных монополий, чтобы они не превышали официально установленный индекс инфляции 6,5%. Второй вопрос, который связан с ценами, – это функционирование системы госзакупок. Вроде как тендер идет на снижение цены контракта, но это не мешает исполнителю в сговоре с заказчиками в процессе стройки неоднократно без тендера увеличивать стоимость исполнения работ. И за эту мошенническую схему никто никогда не понес ответственности. Поэтому механизм госзакупок нуждается в корректировке, так как работает на эскалацию стоимости».


Одновременно в концепции есть пункт о том, что рентабельность бизнеса надо искусственно ограничить, чтобы он не получал сверхдоходов:


«Рыночные цены при отсутствии установленных правил ценообразования и необходимых инфраструктурных условий часто используются субъектами рынка в качестве источника получения сверхприбыли. В наибольшей степени такие возможности дает дефицит товаров (неудовлетворенный спрос). Повышение цен позволяет уравновесить спрос и предложение за счет отсечения части потенциальных потребителей. Особенно опасна такая тенденция в кризисных условиях. Оздоровить ситуацию позволит введение норматива предельной рентабельности».


И заметьте, ни слова о том, чтобы вместо установления предельной рентабельности попытаться снять инфраструктурные ограничения! Можно считать, что объяснился за этот абзац декан экономфака МГУ Александр Аузан (МГУ – второй соавтор концепции):


«Одни говорят, что вмешательство в цены ведет к диспропорциям в экономике. Другие – что невмешательство сохранит нынешние диспропорции.


Цены очень разнообразны. Дело не в том, что цены надо куда-то вести. Возможно, в некоторых случаях, наоборот, надо не цены трогать, а, например, создать институт-противовес, ограничить естественные монополии. Пора понять, что простота хуже воровства. Нам придется искать сложные решения».


Так или иначе, но предложенные НИРом и ТПП документы еще пока очень общие, контурные и, как говорилось на конференции, только станут основой обсуждения тарифной госполитики с бизнесом и правительством.

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.