Авторизация

 

Неурегулированный тариф. Тарифное регулирование – краеугольный камень экономической политики страны

С 1 июля выросли тарифы на услуги ЖКХ. Так, тепло- и водоснабжение подорожали в среднем на 10%, газ – на 15%. В Москве в связи с выборами мэра повышение тарифов ЖКХ отложено на август. Тарифное регулирование не просто экономический вопрос, а краеугольный камень экономической политики страны, потому что плановое повышение тарифов, скорее всего, разгонит инфляцию, которая только-только начала входить в рамки годового показателя.

 

До 2012 года повышение тарифов ЖКХ происходило 1 января каждого года. В прошлом году оно было перенесено на июль, что многие связали с президентскими выборами, прошедшими в марте. Теперь плановое повышение регулируемых тарифов проходит в июле и сентябре. Максимальная планка, установленная Федеральной службой по тарифам, – 12% по итогам двух повышений. Между тем, как отметили в Общественной палате, практика показывает, что реальный рост платежей граждан, то есть итоговая сумма в платежной квитанции, зачастую значительно превышает установленные правительством ограничения.


Помните, как в феврале Владимир Путин спросил министров «вы что, с ума сошли?!» и потребовал ограничить увеличение стоимости ЖКУ показателем инфляции. Однако плановый показатель инфляции составляет 6%, а рост тарифов, как мы видим, составил, только по официальным данным, 10–15%. Кроме того, как не раз уже отмечали экономисты, июльское повышение тарифов ЖКХ может заставить чиновников пересмотреть свои прогнозы относительно годовой инфляции, привязать к которой предлагается эти самые тарифы. Как правило, вслед за ростом цен на газ, тепло и воду обычно следует удорожание товаров промпроизводства и продуктов питания.


Регуляторы естественных монополий


Белый дом дал Федеральной службе по тарифам (ФСТ) инструмент для снижения тарифов постфактум, заявив о планах ограничить рост тарифов уровнем инфляции и тем самым ужесточить контроль в этой сфере. ФСТ и региональные регуляторы смогут уменьшать ранее одобренное увеличение стоимости тепла и электроэнергии, если выяснят, что полученные компаниями средства были использованы нецелевым образом. Со следующего года ФСТ будет одобрять повышение тарифов только после проверки выполнения инвестпрограмм компаний в прошлом году.


Опубликованное постановление правительства упорядочивает и ужесточает государственный надзор за тарифами и полномочия регулятора в этой сфере. Документ описывает единую процедуру государственного контроля, отдельные элементы которой ранее были разбросаны по десятку отраслевых федеральных законов. Основное нововведение, которого ФСТ долго добивалась, заключается в усилении контроля за инвестпрограммами компаний в сфере теплоснабжения и электроэнергетики: теперь и федеральный, и региональные регуляторы смогут пересматривать уже утвержденные тарифы, если обнаружат нарушения.


У ФСТ и региональных регулирующих органов появляется возможность использовать выявленные нарушения, связанные с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в тарифы, в качестве основания для пересмотра установленных тарифов до окончания срока их действия. Это означает, что размер установленного тарифа может быть уменьшен в течение текущего периода.


Естественные монополии обосновывают необходимость повышения тарифов объемом инвестиций, который им необходим для текущей деятельности или развития. Сейчас ФСТ проверяет целевое расходование полученных компаниями средств в конце финансового года. Таким образом, если какая-то компания завышает тариф, достоверно установить это можно только постфактум.


Теоретически такие нарушения должны приводить к тому, что компании-нарушителю урезают тариф на следующий период, но очень часто формирование будущих тарифов происходит раньше, чем выявляется нарушение, то есть возникает замкнутый круг. Теперь ФСТ будет проводить систематический анализ выполнения инвестпрограмм в течение года и исходя из этого устанавливать тариф на следующий период.


Кроме того, постановление определяет порядок общественного контроля соблюдения стандартов раскрытия информации о формировании тарифа и его составляющих как органами исполнительной власти субъектов РФ, так и организациями коммунального комплекса.


Ограничение роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции ситуацию в российской экономике не изменит. Такое мнение высказал Михаил Прохоров. «У нас везде тупики, отсутствие конкуренции, и в результате этого даже остановка роста тарифов инфляцией ситуацию не изменит», – отметил он.


По его мнению, российская экономика медленно уходит в рецессию, и для того, чтобы выдержать взятые на себя обязательства, необходим экономический рост минимум 5%. «Это можно сделать только меняя модель. Старая модель с наращиванием госинвестиций и ослаблением курса рубля уже не работает», – отметил Прохоров.


Снижение тарифов естественных монополий может произойти вследствие развития конкуренции в реальном секторе. Нужно развернуться в область конкуренции, чтобы снижались издержки, а не исходя из теоретических представлений, какие должны быть тарифы. Нужно запустить конкуренцию, тогда тарифы будут рыночными и начнут снижаться, а не повышаться на уровень инфляции.


В ФСТ заявили, что вступление постановления правительства в силу позволит службе ФСТ максимально быстро реагировать на выявленные нарушения и в кратчайшие сроки переустанавливать тарифы для граждан. По словам представителя ФСТ, постановление готовилось давно и не связано напрямую с очередной инициативой президента Владимира Путина ограничить тарифы естественных монополий уровнем инфляции, уверяют в службе.


Напомним, прошлая попытка ограничения тарифов в сфере ЖКХ в 2010–2011 годах привела к всплеску банкротств управляющих компаний и последующему росту цен на коммунальные услуги. В начале 2013 года максимальный рост цен на услуги ЖКХ в некоторых регионах составил до 225%.


При этом глава Минрегиона Игорь Слюняев признавал, что, «как показывает практика, взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан не существует»: рост платежей населения достигается за счет нормативов потребления, а не за счет тарифов. Уже и без того понятно, что нововведения не спасут население от роста платежей по ЖКХ. Об этом говорит и тот факт, что на фоне обещаний, что рост тарифов ЖКХ не превысит размера инфляции, забракован соответствующий законопроект, в котором предлагается ограничить тарифы не ЖКХ, а естественных монополий.


Забракованный закон


Депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, предполагающий ограничить рост тарифов естественных монополий, формирующих цены в сфере ЖКХ, показателем годовой инфляции. Умерив аппетиты одного лишь Газпрома, можно было бы добиться существенного снижения платы за коммуналку, отмечают эсеры. Впрочем, рассчитывать на то, что данный закон будет принят, не приходится, уверены эксперты. Думское большинство будет на стороне газового монополиста.


Основная идея законопроекта заключается в том, что ежегодный рост тарифов естественных монополий не должен превышать все того же показателя инфляции за прошлый год. Это положение предлагается фиксировать в бюджетном плане, нарушить который уже не сможет никто из монополистов в течение как минимум года. Как отмечают авторы законопроекта, последний отражает позицию президента РФ, заявленную на Петербургском международном экономическом форуме 21 июня.


Что касается нынешнего законопроекта, предлагающего привязать рост тарифов к уровню инфляции, то на него уже пришло отрицательное заключение из правительства и администрации президента. Против ограничения тарифов естественных монополий уже выступило и Минэкономразвития. По предварительным расчетам, от пересмотра тарифов, предполагаемых в законопроекте эсеров, Газпром может только в этом году недополучить 9,45 млрд. рублей. Что означает падение налоговых сборов с одного из главных плательщиков страны.


С одной стороны, президент декларирует, что повышать тарифы можно не более чем на 6% в год (исходя из уровня инфляции), с другой – партия власти блокирует предложения законодателей осуществить эту затею на практике. Подобный парадокс объясняется достаточно просто. Основная проблема заключается в том, что в России отсутствует полноценный рынок ЖКХ, все решается за счет администрирования и благодаря коррупционным связям между чиновниками и управляющими компаниями. Если снизить тарифы, то компаниям, в том числе энергетическим, придется резко снижать издержки и готовиться к потере прибылей.


Теперь государству нужно сделать выбор между потребителями и поставщиками услуг. Дальнейшее повышение тарифов чревато социальным взрывом. Однако и «естественные монополии», находящиеся в состоянии инвестиционного голода по причине отсутствия реформ ЖКХ, также платить за ошибки государства не намерены. Эксперты отмечают, что в нынешних условиях остановить рост тарифов невозможно, поскольку монополисты – те же газовики – несут потери на внешнем рынке из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры. Газовый монополист и без того оказался в трудной ситуации и несет миллиардные убытки из-за вынужденного снижения цен для европейских потребителей в среднем на 10% в прошлом году. Падение мировых цен на энергоносители у нас, как обычно, компенсируется повышением внутренних цен.


Таким образом, снизить тарифы для россиян до уровня инфляции значит еще больше уронить выручку Газпрома. То есть поставить под вопрос амбициозные проекты газовиков, в том числе строительство «Южного потока», являющиеся вопросом престижа для руководства страны.

рейтинг: 
  • 0
теги: Путин
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.