Авторизация


 

ПРИОРИТЕТ ЗАКОНА

ПРИОРИТЕТ ЗАКОНАВасилий Тарасюк,
первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по энергетике

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является законом прямого действия для государственного, муниципального и частного секторов. Предполагается, что меры по повышению энергоэффективности должны приниматься в промышленности, жилищном фонде, государственных и муниципальных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления, на транспорте.

едеральный закон определяет обширные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализация которых требует выделения значительных бюджетных ресурсов. В качестве примера можно привести реализацию мер по энергосбережению, сокращению потерь электрической энергии, воды и тепловой энергии, проведению энергетических обследований в ЖКХ. Если представить себе ЖКХ Российской Федерации, то сразу становится понятно, что для этого требуется значительный объем бюджетных ресурсов. По данным Общероссийского конгресса муниципальных образований, для проведения энергообследования одного объекта требуемая минимальная сумма составляет около 400 тыс. рублей. При этом должны быть учтены требования и смежных федеральных законов. Если вспомнить, что 90% трубопроводов теплоснабжения Российской Федерации находится в государственной собственности, то стоит указать, что значительные бюджетные ресурсы потребуются и для модернизации и капитального ремонта схем теплоснабжения.

На реализацию государственной программы по энергосбережению на 2010–2020 годы запланировано потратить около 70 млрд. рублей. Только из федерального бюджета ежегодно на реализацию мер по энергосбережению потребуется выделять почти на два-три порядка средств больше по сравнению с тем объемом, который прогнозировался при принятии закона.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона в регионах и муниципалитетах до 1 августа 2010 года должны были быть утверждены программы энергосбережения. Такие программы приняты в большинстве муниципалитетов и субъектов Российской Федерации.

Выборочный анализ программ показывает, что одним из типичных недостатков является отсутствие в них пообъектной проектировки мер энергосбережения. В указанных программах предлагаемые меры формулируются в таком же виде, как они представлены в Федеральном законе и Постановлении Правительства Российской Федерации № 1225 от 31 декабря 2009 года «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Как показывает практика реализации положений этого закона, основные бюджетные расходы региональных и муниципальных бюджетов существенно превысят расходы федерального бюджета.

Следует отметить, что в федеральном законе существует определенный пробел в установлении очередности и этапов реализации положений закона. Более того, реализация некоторых этапов невозможна без принятия подзаконных актов Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Как известно, мероприятия, предусмотренные планом по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2010 года были реализованы лишь на 20%.

Становится понятным и вполне объяснимым модное поветрие, принявшее федеральный размах, – привлечение инвесторов в сферу ЖКХ. Но в чем истинная привлекательность этого явления и откуда столь бурный рост инвестиций в этом сегменте рынка, с точки зрения инвестора? Мы знаем, что экономия по коммунальным платежам для граждан после внедрения автоматизации и диспетчеризации, осуществленных за счет кредита под 18% годовых, возникнет лет через восемь–двенадцать.

Энергосервисные контракты при условии введения в 2012 году двухставочного тарифа тепловой энергии никто из инвесторов не рискнет подписать ввиду того, что срок окупаемости таких вложений составит 15–20 лет. Ресурсоснабжающим компаниям внедрение энергосберегающих технологий и оборудования создает лишние проблемы. Диспетчеризация индивидуальных электро- и водосчетчиков централизованно позволяет экономить время сотрудников на снятие показаний, но практически исключает возможность учета по квартирам, в которых не установлены приборы учета.

Разговоры о нечистоплотности и необязательности в части исполнения своих функций многими управляющими компаниями (УК) не лишены зерна. Действующее законодательство не регулирует возможности махинаций в части оплаты потребляемого ресурса по факту. Махинаторы, что рядятся под УК, пользуются этим вольготно и воруют деньги у населения. После чего объявляют себя банкротами и исчезают из поля действия юрисдикции отечественного законодательства.

Большинство управляющих компаний не заинтересованы в реализации Федерального закона № 261-ФЗ. Существует несколько вариантов заинтересовать УК в участии в программе энергосбережения. На мой взгляд, было бы разумным и оправданным решение собственников о поощрении управляющей организации перечислением ей процента от сбереженных платежей, что выглядит в сегодняшних реалиях совершенно нереальным. Не менее тяжелым в исполнении, но более вероятным выглядит предложение, что возврат инвестиций будет осуществляться за счет отчисления процента коммунальных платежей УК при условии внедрения энергосберегающих технологий на конкретном доме и отсутствия задолженности перед РСО нa определенное число месяца.

Внедрение трех дифференцированных тарифов для управляющей компании по каждому дому: для домов, не имеющих приборов учета, – стимулирующий, для домов с приборами и автоматизацией – поощрительный, для домов с автоматизацией и диспетчеризацией – льготный. Что называется, почувствуйте разницу, когда разница между первым тарифом и оставшимися двумя выплачивается УК в течение двух лет в виде поощрительного бонуса. Конечно, только и исключительно при отсутствии задолженности. Эта мера, кстати, является неплохим стимулом и для РСО.

Сокращение потребления энергоресурсов позволяет государству развивать жилищное строительство, производство без увеличения капитальных затрат при строительстве энергетической инфраструктуры. Не нужно строить добавочные АЭС, ТЭЦ, коллекторы и т.д. Это понятно, но для этого государство должно создать нормативно-правовую базу и вырабатывать политику энергосбережения как неукоснительную к исполнению в рамках федерального закона.

Только в таком случае управляющие организации получат некоторые конкурентные преимущества. Доля коммунальных платежей за содержание жилого помещения составляет 75–87%. Сокращение платежей за тепловую энергию на 40% уменьшает совокупные платежи собственников на 23–25%. Соответственно сокращается число собственников, которые имеют задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества. Уменьшается задолженность управляющей организации перед РСО, растет рейтинг предприятия. В связи с ростом платежей пополняется фонд текущего ремонта, увеличивается объем проводимых работ, на глазах его клиентов идет рост авторитета предприятия. В свою очередь, имея свободные средства, УК увеличивает количество обслуживаемых домов, от чего растет «условная» прибыль предприятия и мы наблюдаем в масштабах страны заинтересованность управляющих компаний и собственников жилья в реализации Федерального закона № 261-ФЗ в части ЖКХ.

Важнейшим инструментом реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является неоднократно упоминавшаяся нормативно-правовая база законодательства тех самых стран, где действуют специальные законы об энергосбережении. Но кроме наличия законодательной базы в тех странах государство финансово стимулирует энергосбережение.

За последние двадцать лет благодаря осуществлению целенаправленной энергосберегающей политики промышленно развитым странам Международного энергетического агентства (МЭА) удалось снизить показатель энергоемкости ВВП почти на 30%.

Один из основополагающих законов США, закон «Об энергетике» от 2005 года, охватывает всю отрасль энергетики и включает в себя комплекс конкретных программ по внедрению энергосберегающих технологий и новых источников энергии. Среди этих программ следует отметить, к примеру, практику заключения контрактов на энергосбережение. Правительство заключает с организациями контракты на энергосбережение, по которому должно экономиться ежегодно примерно 2,5% топливно-энергетических ресурсов от потребляемого на момент заключения. И если достигается экономия в течение указанного срока (в законе говорится о 2007–2016 годах), тот, кто этого достиг, имеет право на получение соответствующих субсидий и поддержки на федеральном уровне.

Стоит также упомянуть о программе «Энергетическая звезда», суть которой состояла в закупках государственными учреждениями и частными компаниями США энергоэффективных товаров. Власти обязывали муниципальные, местные органы закупать товары, только имеющие знак «Энергетическая звезда». Для обеспечения работы программы была разработана целая система по закупке энергоэффективных товаров, маркировке, созданию каталогов энергоэффективных товаров и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема глобального энергосбережения является одной из первостепенных задач нашего времени, тесно взаимосвязанной с экономической и национальной безопасностью. В России, где климатические условия оцениваются метеорологами как более суровые, чем в самом сложном с точки зрения климата месте на Земле, которым является Канадская Арктика, понятно, что энергоресурсов требуется гораздо больше. Если к этому прибавить масштабы наших границ, то решение задачи по национальному энергосбережению в Российской Федерации становится едва ли не основой технического обновления и оптимизации деятельности экономики страны.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.