Наша страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря мощному топливно-энергетическому комплексу и значительным запасам энергетических ресурсов. Но для стабильного обеспечения экономики и населения России всеми видами энергии необходима долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны – цель энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ.Интервью Сергея Макухи, заместителя директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России, журналу «Энергополис».
– Почему именно сейчас возник острый интерес к проблемам энергосбережения и энергоэффективности?– Россия входит в число тех немногих стран мира, в которых уже разведанные запасы ископаемых топливно-энергетических ресурсов обеспечат энергетическую безопасность на многие годы вперед.
Однако проблема заключается в том, что их добыча и переработка в электрическую и тепловую энергию требуют все больше инвестиций. Топливные ресурсы дорожают, а вместе с ними дорожает и теряет конкурентоспособность продукция отечественного производства.
Задачи кардинального улучшения и дальнейшего развития процесса формирования и реализации политики энергосбережения сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Этот документ стал стратегической основой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти в сфере производства и потребления энергетических ресурсов.
Принята к исполнению основная целевая установка указа: снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% по отношению к 2007 году.
Концепцией долгосрочного социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года определен стратегический комплекс приоритетных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» сформулированы задачи исполнительной власти на краткосрочную перспективу.
– Какие важнейшие направления выделяет Минэнерго России в этой широчайшей, всеохватывающей проблеме?– Минэнерго России разработан и выполняется комплекс первоочередных мероприятий по реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики. Определены следующие направления деятельности:
разработка современной нормативно-правовой базы;
формирование организационных структур повышения энергоэффективности;
государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса;
взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По указанным направлениям ведется активная работа. Разработаны и 21 ноября 2008 года приняты Государственной думой в первом чтении проекты федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».
В настоящее время законопроекты дорабатываются ко второму чтению в соответствии с поправками, поступившими от депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, федеральных, региональных органов власти, предприятий и общественных организаций.
По инициативе Минэнерго России создан межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энерго-
сбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства.
В начале июля этого года состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. Президентом Российской Федерации по итогам этого заседания дан ряд поручений, в том числе:
сформировать целостную систему управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающую распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также их взаимодействие;
разработать необходимые нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие обязательные требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, в связи с подготовкой проекта федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
разработать и утвердить государственную программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 года;
разработать меры, обеспечивающие начиная с 2010 года планирование главными распорядителями бюджетных средств расходов бюджета на оплату энергетических ресурсов, исходя из требований повышения энергетической эффективности;
выработать меры, направленные на развитие российского рынка энергоэффективного оборудования и приборов учета энергии, а также представить предложения по поддержке их разработки и производства в Российской Федерации;
разработать комплекс мер по модернизации мощностей тепловой энергетики, в том числе путем перевода их в режим когенерации тепловой и электрической энергии и другие.
Над выполнением этих поручений сегодня активно работают Минэнерго России и другие федеральные органы исполнительной власти.
– Какова законодательная база проблемы?– Существующая законодательная база не отвечает современным требованиям.
Основные принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были сформированы на основе Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 35-ФЗ «Об энергосбережении». Они предусматривали:
приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;
сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
заинтересованность юридических лиц – производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
На основании указанного федерального закона уже к 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий (более 5600), потребляющих более 6 тыс. т у.т./год.
Однако в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Поэтому была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и электротехнических товаров массового спроса.
После административной реформы 2004 года функции по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения не были закреплены ни за одним федеральным органом исполнительной власти.
Сейчас, как уже говорилось выше, подготавливаются ко второму чтению в Государственной думе проекты федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Разработан и в июле этого года введен в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании», в соответствии с которым показатели энергоэффективности предъявляются в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.
– Изучался ли опыт зарубежных стран?– Безусловно, мы изучаем положительный зарубежный опыт в сфере энергоэффективности и сотрудничаем с рядом зарубежных стран. Только за последние месяцы был подписан ряд новых международных документов. В их числе – меморандумы о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Минэнерго России и:
Министерством экологии, энергетики, устойчивого развития и обустройства территории Французской Республики;
Министерством экономического развития Итальянской Республики;
Министерством экономики, торговли и промышленности Японии.
– Когда и где будут реализовываться проекты Российско-Немецкого энергетического агентства?– Российско-Немецкое энергетическое агентство образовано в соответствии с договоренностями по итогам переговоров Президента Российской Федерации с федеральным канцлером Германии госпожой Меркель. В июле этого года в Мюнхене в ходе 11-го раунда российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне были подписаны учредительные документы Российско-Немецкого энергетического агентства, и сейчас идет формирование проектов по повышению энергоэффективности.
– В связи с крайней важностью проблемы энергоэффективности и энергосбережения не считает ли Минэнерго России необходимым выпуск информационного бюллетеня по проблеме?– Информационному обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности мы придаем крайне большое значение. Мы считаем, что здесь необходимо задействовать весь арсенал средств массовой информации, в том числе:
создание государственной системы информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организацию публикации в государственных печатных средствах массовой информации тематических материалов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств, компьютерной и организационной техники, зданий, строений, сооружений;
распространение информации о потенциале энергосбережения и мерах повышения энергетической эффективности в сферах жилищно-коммунального комплекса;
организацию выставок энергоэффективных устройств (оборудования) и технологий.