Авторизация


 

Фактор державности

Фактор державностиОдним из основных элементов могущества государства в современном мире является топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Его роль в жизни любой страны в значительной степени определяется запасами энергетических ресурсов, уровнем их добычи и потребления, технологическим состоянием соответствующей инфраструктуры, наличием современных транснациональных корпораций.

В этом твердо уверен Станислав Жизнин, доктор экономических наук, профессор университета МГИМО Министерства иностранных дел РФ, президент центра энергетической дипломатии и геополитики. Станислав Захарович является также постоянным куратором новой рубрики нашего журнала.

После энергетического кризиса семидесятых годов XX века энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный. В сферу компетенции внешней политики и дипломатии входят вопросы обеспечения энергетической безопасности, доступа к зарубежной ресурсной базе и рынкам сбыта, реализации энергетических проектов, стабильности энергетических рынков. В ряде государств были сформированы внешняя энергетическая политика и энергетическая дипломатия. Их важнейшей особенностью является тесное взаимодействие внешнеполитических ведомств и компаний, а также активная роль самих компаний на международной арене в качестве самостоятельных игроков.

Усидеть на двух разных стульях

Находясь в уникальном географическом положении и занимая стратегически важное место в евразийском пространстве, Россия обладает самыми большими запасами первичных энергетических ресурсов в мире, развитой промышленной инфраструктурой и заметным интеллектуальным потенциалом в сфере ТЭК. В то же время высокая степень износа основных фондов, техническое состояние ТЭК страны и связанных с ним отраслей не позволяет России играть заметную роль в мировой энергетике в качестве поставщика современных энергетических технологий и оборудования. После распада СССР и последовавших значительных геополитических и экономических изменений Россия, наметив стратегический курс на интегрирование в мировую энергетику, столкнулась с необходимостью заново налаживать сотрудничество с основными субъектами мировой энергетической политики и дипломатии: государствами, международными организациями, а также транснациональными компаниями (ТНК). В середине девяностых годов прошлого века в России началось формирование энергетического направления внешней политики и дипломатии. А это создало предпосылки к тому, чтобы наша страна взяла на себя роль ведущей энергетической державы, способной оказать серьезное влияние на мировую экономику и геополитику.

В настоящее время стало более заметно присутствие российских операторов на международном энергетическом рынке. Однако при осуществлении внешнеэкономической деятельности наши энергетические компании сталкиваются с крупными транснациональными корпорациями, которые имеют значительное преимущество в отношении не только финансово-экономического, технологического и управленческого потенциала, но и дипломатического опыта. Отсюда перед дипломатией России встает задача научиться не только планомерно и эффективно отстаивать внешнеэкономические интересы отечественного ТЭК, но и использовать энергетический фактор в качестве инструмента внешней политики с учетом геополитических и внешнеэкономических реалий.

Приоритеты российской энергетической дипломатии определяются уникальным и своеобразным положением нашей страны в мировой энергетической политике. С одной стороны, Россия активный участник группы государств, входящих в «большую восьмерку», которые являются нетто-импортерами энергетических ресурсов. Глобальные интересы этих стран сводятся к обеспечению долгосрочных и надежных поставок импортных энергоресурсов по разумно низким ценам.

С другой стороны, Россия входит в группу ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов, глобальные интересы которых сводятся к обеспечению долгосрочных и стабильных поступлений средств за экспорт этих ресурсов по разумно высоким ценам.

Интересы этих групп стран не всегда совпадают, о чем свидетельствует развитие нынешней ситуации на мировых энергетических рынках. Поэтому Россия, отстаивая прежде всего собственные интересы на энергетическом направлении внешнеэкономической политики, объективно учитывает оба этих фактора, а образно говоря, умудряется усидеть на двух совершенно разных стульях, что способствует повышению международного авторитета страны.

Без энергодиалогов сегодня не выжить

Рассматривая глобальные приоритеты отечественной энергетической дипломатии, следует отметить, что с 1998 года Россия принимает участие в регулярных сессиях конференции министров нефти стран ОПЕК в качестве наблюдателя. Взаимодействуя с ведущими производителями газа, Россия с 2001 года участвует в форумах стран-экспортеров газа. С 1994 года наша страна развивает сотрудничество с Международным энергетическим агентством (МЭА). По российской инициативе энергетическая проблематика занимает важное место в повестке дня «большой восьмерки», G20, а также БРИКС. Россия участвует в глобальном диалоге потребителей и производителей энергоресурсов в рамках регулярных сессий Мирового энергетического форума (МЭФ). В 2014 году министерская встреча МЭФ будет проведена в России.

Региональные приоритеты энергетической дипломатии России в значительной степени определяются перспективами существенного расширения энергетического сотрудничества на северо-западном, восточном и южном направлениях. Особое значение придается развитию энергетического сотрудничества на постсоветском пространстве.

Энергетическая стратегия страны ориентируется на масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов центральноазиатских стран СНГ, включая страны Каспийского региона.
В ближайшей перспективе основным рынком сбыта российских нефтегазовых ресурсов остается европейский регион. Одним из инструментов отстаивания интересов российского топливно-энергетического комплекса в регионе служит энергодиалог Россия–Евросоюз. Важное значение для формирования правовых рамок энергетического сотрудничества на евроазиатском пространстве может иметь Договор к энергетической хартии в случае его реформирования с учетом российских интересов.

Не менее важную роль в энергетической политике России играет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который входит в приоритеты внешней энергетической политики России. Одним из ключевых элементов отношений со странами АТР в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является энергетическая сфера. В сентябре этого года во Владивостоке под председательством России пройдет очередной саммит АТЭС. Большие перспективы для экспорта российской нефти и газа открываются в этом регионе в связи с существенным ростом спроса на эти ресурсы в ряде стран Северо-Восточной Азии.

Модернизация как окно в будущее

До последнего времени основные приоритеты энергетической дипломатии России пока больше определяются сырьевыми, а не технологическими факторами: решением внешнеэкономических и правовых проблем добычи и транспортировки ресурсов, стабильности международных рынков сбыта этих ресурсов. Очевидна необходимость модернизации или, скорее всего, реиндустриализации ТЭК России, что немыслимо без международного партнерства. Прежде всего это касается энергодиалога со странами ЕС. Вопросы сотрудничества в сфере энергетики находились в центре внимания лидеров России и Евросоюза в ходе прошедших в 2010–2011 годах очередных саммитов Россия–ЕС. При обсуждении энергетической тематики на указанных встречах рассматривали практические аспекты деятельности партнерства для модернизации. Новые возможности для сотрудничества с ЕС в рамках партнерства могут открыться в связи с планами российского руководства решать проблемы повышения энергоэффективности и улучшения ситуации в области энергосбережения, что предполагает решение крупномасштабных задач по обновлению устаревшего оборудования в ТЭК и связанных с ним отраслей. Технологические аспекты взаимной энергетической безопасности занимают важное место в работе российских и европейских экспертов по подготовке Дорожной карты энергетического сотрудничества Россия–ЕС до 2050 года.

Энергетические вопросы, в том числе связанные с модернизацией ТЭК, входят в число приоритетов в отношениях с рядом стран АТР. Прежде всего это энергодиалог Россия–КНР, в рамках которого обсуждаются технологические аспекты энергетического сотрудничества. Имеются также перспективы в отношениях с Японией, Республикой Корея, Австралией, Канадой и другими странами региона.

Отдельно целесообразно остановиться на энергетических отношениях России с США. Как известно, в 2001 году был начат энергодиалог Россия–США, в рамках которого было проведено два деловых энергетических саммита (в октябре 2002 года в Хьюстоне и ровно годом позже в Санкт-Петербурге). Однако в дальнейшем этот энергодиалог забуксовал и остановился. С приходом администрации Барака Обамы между руководителями двух стран была достигнута договоренность о формировании двусторонней российско-американской президентской комиссии, в которой действует рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики. Приоритетное место в деятельности группы и ее подгрупп занимают вопросы энергоэффективности, новых энергетических технологий.

Оценивая в целом технологические аспекты двустороннего энергетического сотрудничества России с рядом стран, обладающих современной промышленной базой, целесообразно отметить, что если бы в его рамках сформировались постоянные институты для партнерства зарубежного и российского бизнеса в модернизации ТЭК России, практическая эффективность была бы существенно выше. Пока основной интерес зарубежных партнеров к России ограничивается сырьевыми отраслями, а также реализацией пилотных проектов в сфере экологии и энергоэффективности, финансируемых в значительной мере из бюджетных средств ряда стран. До участия в проектах по развитию производства современного оборудования дело еще не дошло.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.