Доктор экономических наук, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии (МГИМО МИД РФ) и Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики Станислав Жизнин является автором первого в России учебника по энергетической дипломатии. Его по праву называют отцом этой новой для нашей страны науки. Сегодня Станислав Захарович предлагает вниманию читателей журнала «Энергополис» свой взгляд на сотрудничество двух крупнейших стран в важнейшей отрасли мировой экономики.
Двустороннее сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты энергетической дипломатии России и КНР и в значительной степени определяет благоприятное развитие отношений между двумя странами в начале XXI века. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Важно отметить существенную активизацию взаимодействия между энергетическим бизнесом России и Китая, что позволяет говорить о его выходе на стратегический уровень развития. Каковы экономические и политические интересы сторон? Какие механизмы реализации процесса энергетического сотрудничества сформировались в настоящее время? Каковы основные практические результаты, проблемы и перспективы?
Интересы Рассматривая интерес обоих государств к двустороннему энергетическому сотрудничеству, следует отметить, что между ними наметилось долгосрочное стратегическое партнерство, которое строится на основе совместной «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитие которой в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Поэтому энергетический фактор может укрепить материальную базу такого партнерства, дополнив другие элементы российско-китайского взаимодействия (военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговля и др.). Оценивая китайские интересы, необходимо обратить внимание на то, что это партнерство сочетается с внешнеполитическим курсом на обеспечение национальной энергетической безопасности. В частности, это касается диверсификации источников поставок энергетических ресурсов и уменьшения растущей зависимости от стран Персидского залива. Кроме того, Китай исходит из того, что активное сотрудничество с Россией в области энергетики будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности. И, наконец, поставки энергетических ресурсов из регионов России, расположенных сравнительно недалеко от Китая, могут оказаться более экономичными и надежными в сравнении с другими регионами мира.
Оценивая российские интересы, необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического политического и экономического партнерства. Кроме того, быстро и устойчиво развивающийся энергетический рынок Китая представляет большой интерес для отечественных энергетических компаний в области поставок не только энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. И наконец, осуществляя крупные, ориентированные на Китай международные энергетические проекты на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири, Россия может привлечь солидные зарубежные инвестиции, что даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но также социальную и транспортную инфраструктуру в этих регионах России.
МеханизмыЭнергетическое сотрудничество России и Китая опирается на политические договоренности о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Важное значение имеет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 году. Этот документ предусматривает развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
Формируются механизмы реализации российско-китайского энергетического сотрудничества, а также укрепляется его договорно-правовая база. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся практически ежегодно. Как правило, в повестку дня таких встреч включают вопросы энергетического сотрудничества. Кроме того, сформирован механизм регулярных встреч глав правительств обоих государств – комиссия по подготовке встреч премьеров, в составе которой имеются подкомиссии по энергетическому сотрудничеству и сотрудничеству в области ядерной энергетики. Набирает силу российско-китайский Энергетический диалог, координаторами которого назначены вице-премьеры двух стран. К этому диалогу подключены представители не только правительственных институтов, но также и деловых кругов России и Китая.
Правовая основа энергетического сотрудничества двух стран довольно солидная. Всего подписано несколько десятков различных соглашений между правительствами и отраслевыми ведомствами, а также между ведущими российскими и китайскими энергетическими компаниями. Созданы эффективные механизмы реализации этих соглашений.
Среди этих механизмов следует выделить регулярные двусторонние встречи руководителей государств и глав правительств. Как правило, в рамках этих встреч проходят переговоры между руководителями заинтересованных российских и китайских компаний и заключаются конкретные соглашения. В ходе четырнадцатой регулярной встречи глав правительств России и Китая, прошедшей в октябре 2009 года в Пекине, был принят ряд важных документов, имеющих отношение к ТЭК, в том числе по сотрудничеству в области нефти, газа и ядерной энергетики. Тогда же в Пекине состоялось XI заседание российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, на котором были определены мероприятия по всем направлениям развития сотрудничества в отраслях ТЭК на ближайшие годы. Продолжается работа над Программой российско-китайского долгосрочного сотрудничества (на период до 2020 года) в области энергетики.
ВзаимодействиеОценивая практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно.
Важный этап сотрудничества в нефтяной отрасли связан с завершением строительства российско-китайского нефтепровода Сковородино–Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО. В конце сентября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао официально запустили этот нефтепровод. В соответствии с подписанным тогда же правительствами двух стран Протоколом об изменениях в межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года по этому нефтепроводу в прошлом году начались первые поставки нефти в рамках заключенных ранее контрактов. В течение 20 лет ежегодно будет поставляться 15 млн. т сырой нефти. Поставки осуществляют российские компании ОАО НК «Роснефть» и ОАО «АК Транснефть». С китайской стороны основным партнером является компания «ЧайнаОйл». Этот проект показывает, что государственные компании России и Китая будут в полном объеме реализовывать заключенные ранее пакетные соглашения.
Важно отметить, что между российскими и китайскими партнерами развиваются практические схемы по обмену активами, для чего создан ряд совместных предприятий, что будет способствовать взаимопроникновению капиталов обеих стран в нефтяную отрасль (апстрим и даунстрим) друг друга. В частности, «Роснефть» и Китайская национальная нефтяная компания (КННК) создали СП по поиску, разведке и добыче углеводородов «Восток-Энерджи», которое получило две лицензии на недропользование месторождений в Иркутской области. Эти компании создали Китайско-Российскую восточную нефтехимическую компанию («Восток-Нефтехимия»), которая начала работу по проектированию и строительству нефтеперерабатывающего комплекса мощностью 13 млн. т в год в китайском городе Тяньцзин. Этот проект включен в программу двенадцатого пятилетнего плана КНР. «Роснефть» развивает сотрудничество с Китайской нефтехимической корпорацией («Синопек»). Осуществляется совместная деятельность в рамках проекта «Сахалин-3». Российская компания «ЛУКОЙЛ» поставляет нефть и нефтепродукты в Китай. Стратегия этой компании в Восточной Азии предполагает развитие сотрудничества с компаниями из Китая. Это свидетельствует о выходе бизнес-сообществ двух стран на новый этап долгосрочного стратегического сотрудничества в нефтяной сфере.
Наблюдается активизация сотрудничества в сфере природного газа, которое происходит в рамках ряда важных политических договоренностей между руководством обеих стран. Практические вопросы зафиксированы в Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа, подписанном в июне 2009 года, а также в ряде других документов. В первую очередь это касается «Дорожной карты», принятой в рамках Энергодиалога Россия–КНР (октябрь 2009 года), а также соглашений между структурами ОАО «Газпром» и Китайской нефтегазовой корпорации (СНПС). Осенью прошлого года в ходе визита Владимира Путина в КНР были проведены переговоры по газовым вопросам, однако пока сторонам не удалось договориться о коммерческих условиях поставок газа, а также о приоритетах в развитии газотранспортной инфраструктуры. ОАО «Газпром» и КННК продолжают рассмотрение проектов поставок российского газа в Китай по западному направлению (проект «Алтай») и по восточному направлению. Обе компании определили, что ежегодный объем поставок по западному направлению составит 30 млрд. куб. м, а по восточному – около 40 млрд. куб. м. Кроме того, Газпром и КННК изучают возможность реализации совместных проектов в сфере газохимии, а также поставок газа в рамках проекта «Сахалин-1».
В стратегии ОАО «НОВАТЭК» предполагается реализация проекта по поставкам СПГ в страны АТР, в том числе в Китай.
Важным направлением сотрудничества становится угольная отрасль. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере, подписанным в октябре 2010 года, оказывается поддержка предприятиям двух стран в таких приоритетных областях, как освоение и переработка угольных ресурсов, торговля углем и угольной техникой, обслуживание, угольное проектирование.
В 2011 году экспорт российского угля в Китай составил более 12 млн. т. Крупнейшим экспортером является ОАО «СУЭК». Идут переговоры с рядом крупных китайских компаний по разработке новых угольных месторождений в России. Активно развивается сотрудничество ОАО «Мечел» с государственными угольными компаниями «Шеньхуа», «Чайна Коул». Среди российских угольных компаний, вовлеченных в сотрудничество с китайскими партнерами, следует выделить ОАО «Кузбассразрезуголь», ЗАО «Енисейская промышленная компания», ООО «УК «Сахалинуголь», ОАО «Ростопром».
Определенные перспективы открываются в сотрудничестве в сфере современных угольных технологий. Развивается сотрудничество ФГУП «ННЦ ГП-ИГД им. А. А. Скорчинского» с рядом китайских компаний и ассоциаций.
Развивается сотрудничество в электроэнергетике. ОАО «Интер РАО ЕЭС» реализует проект экспорта электроэнергии из России в Китай. Российским оператором выступает ОАО «Восточная электроэнергетическая компания» (дочернее предприятие «Интер РАО ЕЭС»), а китайским – «Государственная электросетевая корпорация Китая». Намеченное строительство новых электросетевых и генерирующих объектов, а также установка вставок постоянного тока позволят увеличить поставки российской электроэнергии в Китай. Российская группа «Eн+» развивает сотрудничество с китайскими электроэнергетическими компаниями (совместные инвестиции в развитие электроэнергетики в Сибири и на Дальнем Востоке, привлечение современных инновационных технологий, развитие экспортного потенциала российской электроэнергетики). ОАО «РусГидро» развивает сотрудничество с рядом китайских компаний по реализации проектов в России и Китае. В рамках Меморандума между Минэнерго России и Государственным электроэнергетическим управлением КНР ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС» совместно с китайскими партнерами развивают сотрудничество в области развития электросетевого хозяйства.
Взаимовыгодные связи в области энергомашиностроения развиваются между ОАО «Силовые машины» и ОАО «ЭМАльянс» с китайскими фирмами.
Одним из приоритетных направлений энергетического взаимодействия является сотрудничество в области атомной энергетики. Намечено ускорение подготовки и подписания документов по совместному сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС. Следует отметить высокий уровень взаимодействия по строительству завода по обогащению урана. Основным партнером Госкорпорации «Росатом» является Китайская государственная корпорация ядерной промышленности.
В связи с планами российского руководства по модернизации основных отраслей экономики России, включая ТЭК, большой потенциал для двустороннего сотрудничества имеется в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) развивает сотрудничество в этой сфере с Государственным центром энергосбережения КНР, Национальной биоэнергетической компанией КНР, Китайской инвестиционной компанией.
Болевые точкиРассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить следующее. Имеется конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдается между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Формирующееся стратегическое партнерство между российскими и китайскими госкорпорациями далеко не всегда отражается на позитивном взаимодействии между ними в третьих странах.
Касаясь нефти, наблюдается стремление Китая закупать значительные объемы российской нефти на восточном направлении. То есть стремление стать монопольным покупателем российской нефти. И развивать внутреннее производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции с использованием российского сырья. В то же время Россия стремится избежать рынка одного покупателя и развивать другие направления экспорта нефти в АТР (Япония, Южная Корея, Индия и др.). Кроме того, имеются планы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с перспективой экспорта продуктов более глубокой переработки.
В области газовой политики для России вопросы газификации Востока страны являются ключевыми, что требует развития соответствующей инфраструктуры. Поэтому, когда речь заходит о российской приоритетности реализации экспортных газопроводов в КНР, на первом месте находится так называемый западный проект (газопровод «Алтай»), а на втором – восточный проект (газопроводная система с Дальнего Востока и из Восточной Сибири). Кроме того, сторонам пока не удалось согласовать коммерческие условия поставки российского газа. Не наблюдается также прогресса в вопросах обмена активами в газовой отрасли.
День завтрашнийОценивая перспективы двустороннего энергетического сотрудничества, следует отметить, что в целом они благоприятные. Это связано с совпадением стратегических интересов России и Китая по многим внешнеполитическим вопросам.
С экономической точки зрения следует обратить внимание на то, что в энергетической политике России предусмотрено активное развитие восточного вектора и существенный рост доли стран АТР в экспорте энергоресурсов. В этом плане Китай является ключевым партнером. Экономика страны, судя по многим прогнозам, в ближайшее десятилетие будет продолжать развиваться довольно быстрыми темпами. В Китае наблюдается политическая стабильность. В соответствии с последним государственным пятилетним планом для устойчивого развития китайской экономики необходимо увеличивать импорт природного газа и нефти, не подвергая опасности национальную энергетическую безопасность. В этой связи Россия является естественным партнером.
Важным является не только наращивание торговли энергоресурсами, но также и взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетических технологий и оборудования. Это имеет принципиальное значение в связи со стратегической линией российского руководства по модернизации российской экономики и повышению ее энергоэффективности. Большую роль может сыграть поощрение взаимопроникновения финансово-экономических групп обеих стран, в том числе в сфере отраслей ТЭК. Характерно, что в конце 2010 года страны договорились, что на Московской валютной бирже начнутся торги юанем, а на китайской бирже – российским рублем.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить следующее.
Во-первых, энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на некоторые трудности и проблемы, развивается успешно. Формируются и совершенствуются механизмы реализации, а также каркас долгосрочного взаимодействия между деловыми структурами.
Во-вторых, повышению эффективности этого сотрудничества может способствовать расширение круга участников со стороны бизнес-сообществ обеих стран, в том числе в рамках Энергодиалога. В этой связи определенную роль может сыграть организация постоянно действующего российско-китайского энергетического форума при поддержке и участии правительственных институтов, ведущих компаний и экспертного сообщества обеих стран.
В-третьих, успешное и сбалансированное энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем во многом будет определять не только политическую и экономическую стабильность в Северо-Восточной Азии, но также и положение в энергетической безопасности на глобальном уровне.