Министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Саматов рассказал о нюансах развития программы энергосбережения в регионе.
– Дмитрий Рафаилович, вопрос энергоэффективности сейчас в российской энергетике является одним из самых актуальных и популярных. О развитии этого направления много говорят на разных уровнях власти, многие регионы активно и с удовольствием идут в этом направлении. Скажите, что в этой сфере делается на Ставрополье?
– Проблема энергосбережения и повышения энергоэффективности обозначена в указе Президента России в качестве одного из основных направлений развития экономики с 2008 года. В Ставропольском крае активная работа по повышению энергоэффективности экономики ведется уже более 15 лет. Еще в 1996 году был принят первый краевой закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности, до 2009 года были выполнены три краевые целевые программы по энергосбережению. В связи с принятием в 2009 году Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась вся нормативная база энергосбережения и были поставлены конкретные задачи по повышению энергоэффективности экономики для органов исполнительной власти, бюджетных и коммерческих организаций, энергоснабжающих организаций, собственников зданий и сооружений.
Для определения основных направлений деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с требованиями закона был разработан план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионе.
– Каковы основные темы распоряжения?– Я остановлюсь на трех темах. В первую очередь, это разработка программ энергосбережения. Нам необходимо разработать и принять программы энергосбережения не только на краевом уровне, но и во всех муниципальных образованиях края, во всех организациях, получающих финансирование из бюджетов разных уровней, а также организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности по производству, передаче и реализации энергоносителей. На Ставрополье действует краевая целевая программа «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года», и многие муниципальные образования, юридические лица, энергоснабжающие организации Ставропольского края получили практическую помощь в реализации мероприятий по энергосбережению в рамках этой краевой программы. После принятия Федерального закона программа была переработана, дополнена и в настоящий момент соответствует всем требованиям федерального законодательства.
Гораздо больше проблем возникло с разработкой и реализацией муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Муниципалитеты имеют больше ограничений по финансовым ресурсам и менее подготовленный персонал. Для оказания помощи в разработке муниципальных программ нашим министерством была проведена значительная работа. В результате все муниципальные образования края, а их 330, приняли программы по энергосбережению.
– Какие проблемы выявил проведенный вами анализ практической реализации политики энергосбережения в крае?
– Пока не удалось добиться необходимого уровня согласованности программ энергосбережения разного уровня. Также оказалась нарушена последовательность разработки программ повышения энергоэффективности. Я считаю, что разработка программ должна начинаться с анализа существующего положения в организациях бюджетного комплекса муниципального образования, с проведения энергетических обследований (энергоаудита), выявления существующих проблем и определения потенциала энергосбережения, а затем уже должны определяться мероприятия по повышению энергоэффективности, определяться источники и объемы финансирования, то есть разрабатываться сама программа в области энергосбережения.
– А как обстоят дела с организацией и проведением обязательных энергетических обследований организаций края?– В крае зарегистрировано более 3,5 тыс. бюджетных организаций. С учетом организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности по энергоснабжению и водоснабжению потребителей края, а также промышленных потребителей, общее количество организаций, которым необходимо пройти обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт, превышает 4 тыс. По состоянию на 15 июля этого года провели обследование или начали его проведение примерно 1200 организаций, то есть 30% от общего количества организаций, обязанных пройти эту процедуру. До конца 2012 года на основании анализа, проведенного министерством, планируют провести обследования еще около 1800 организаций. Поэтому надо больше привлекать внимание представителей организаций на необходимость контроля выполнения данной нормы федерального закона. По прогнозам министерства, около тысячи организаций края не обеспечены финансированием и на 1 января 2013 года не будут иметь энергетических паспортов. Органам исполнительной власти необходимо усилить работу по контролю за выполнением требований законодательства в области энергетических обследований для подведомственных бюджетных организаций.
– Одной из главных задач, поставленных федеральным законом, является создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как происходит накопление и передача информации муниципальными образованиями вашего региона?– В соответствии с утвержденными нормами все органы местного самоуправления и органы региональной исполнительной власти должны в установленные сроки представлять в электронном виде информацию оператору государственной информационной системы (ГИС «Энергоэффективность»). Следует отметить, что после рассмотрения данного вопроса на заседании правительства Ставропольского края работа резко активизировалась и Минэнерго России ежедневно сообщает, что отчеты от муниципальных образований края приняты и включены в ГИС «Энергоэффективность».
Пока система находится в стадии накопления и заполнения информации. Но уже сейчас стали возникать проблемы с качеством получаемой информации. Так как данные напрямую вносятся в систему от исполнителей, то не исключаются ошибки и искажения из-за недостаточного количества приборов учета, неодновременного снятия показаний, низкой квалификации исполнителей и других причин. Кроме того, все данные аккумулируются в федеральном центре, и не удается создать полную картину топливно-энергетического баланса на уровне края. Поэтому целесообразно для повышения эффективности работы в области энергосбережения не только передавать информацию в центр, но и разработать специализированную региональную автоматизированную информационную систему Ставропольского края. Тем более что разработка таких систем предусмотрена федеральным законом. Во многих регионах России самостоятельно создаются такие системы в зависимости от особенности условий хозяйствования и сложившейся практики. Пока что созданы отдельные элементы информационной системы с учетом существующего положения и финансовой обеспеченности. В том числе это система оснащения приборами учета, а также создание системы сбора информации об объеме потребления энергоресурсов.
Запуск процесса энергоэффективности должен на начальном этапе выявить дыры и прорехи в системе устаревших стандартов энергосбережения, зафиксировать результаты энергопотерь паспортизацией в бюджетных учреждениях. Следующий шаг – это ежегодное снижение энергозатрат на 3% в течение пяти лет, что влечет за собой изменение походов к техническим регламентам во всех отраслях, в том числе и строительстве.
Лариса Бахмацкая