Авторизация


 

Ударная волна Фукусимы

Ударная волна ФукусимыВначале внимание всех мировых СМИ было сосредоточено на жертвах цунами и землетрясения. Авария на АЭС «Фукусима-1» (Fukushima-Daiichi, мощность станции 4,7 ГВт) сначала казалась не очень серьезной, особенно после заявлений российских экспертов о том, что развитие по сценарию Чернобыля японскому комплексу атомных электростанций не грозит.
Япония получает от АЭС около 25% электроэнергии. Энергосистема страны разделена на две слабо связанные части: север Хонсю и Хоккайдо, с одной стороны, и юг Хонсю и острова Кюсю и Сикоку. Перетоки между ними достаточно слабы. Цунами затронуло ряд станций, расположенных на севере. «Фукусима-1» и «Фукусима-2» расположены в одноименной префектуре в 250 км к северо-востоку от Токио.
Принципиальная причина аварии на АЭС «Фукусима-1» понятна: станция и реактор выдержали удар землетрясения, но ее внешняя инфраструктура пострадала от последовавшего за подводными толчками цунами. АЭС расположена на берегу океана и защищена специальной дамбой. Поэтому волна не повредила сами энергоблоки, заглушенные реакторы остались герметичными. Но после цунами остановились системы внешнего охлаждения, питаемые тремя дизельными генераторами. Была повреждена труба, подававшая воду к самим генераторам. Но поскольку реакторы и после заглушки некоторое время выделяют тепло (реакция распада ядер урана останавливается, но остаточные продукты распада продолжают делиться), температура в реакторе начала расти. Появилась угроза расплавления ядерного топлива, кроме того, в герметичной оболочке, окружающей реактор, повысилось давление пара. Гермооболочка, в отличие от самого корпуса реактора, рассчитана лишь на несколько атмосфер, и при дальнейшем росте давления она могла разрушиться.
Японцы приняли решение стравить лишнее давление, выпустив газ из гермооболочки в корпус энергоблока. Но к этому моменту уровень воды в реакторе опустился и температура поднялась настолько, что началась реакция циркониевого сплава, из которого состоят оболочки ядерного топлива, с водяным паром. В результате выделяется значительный объем водорода. При стравлении пара водород смешался с воздухом, и последовал взрыв, повредивший корпус энергоблока. Часть газа, содержащего короткоживущие продукты распада, попала в атмосферу.
Специалисты «Росатома» и зарубежные специалисты отрасли ведущих европейских стран и США, высоко оценивающие работу японских атомщиков по ликвидации аварии, отмечают, что из-за традиционной «японской добросовестности» работники станции могли долго ждать разрешения властей на сброс пара. И в то же время все отмечают, что Япония предоставляла недостаточно информации, поэтому окончательно понять, что происходило на АЭС, было невозможно.
По мере того как появлялась информация о происходящем на месте катастрофы и об эвакуации из опасной зоны полумиллиона жителей, становилось все более очевидно, что ни власти, ни оператор электростанции компания ТЕРСО (компания-генератор вырабатывает около четверти всей электроэнергии Японии) не только не в состоянии справиться с ситуацией, но и, возможно, вводят всех в заблуждение относительно серьезности аварии.
Пожар на одном реакторе – непосредственное следствие землетрясения и цунами, но второй взрыв, неудачные попытки спасти ситуацию и увеличение с каждым днем количества проблем однозначно свидетельствовали о том, что японцы не говорили правды с самого начала, по злому умыслу или по незнанию. Специалисты сходятся во мнении, что проблемы «Фукусимы» – следствие системных проблем в управлении станцией. Своими действиями оператор аварийной АЭС не помог снять панику. ТЕРСО приняла решение сбросить 11,5 тыс. тонн низкорадиоактивной воды в Тихий океан, объясняя это тем, что освободившиеся резервуары будут использованы для высокорадиоактивной воды. Хотя, возможно, успокаивать должно было то, что инженеры компании уже приступили к постройке стального заграждения на территории станции, чтобы предотвратить попадание радиоактивных элементов в Тихий океан.
Весь мир – не только атомщики, но и простые люди, далекие от энергетики, –
сходятся в той оценке, что благодаря потрясающей самоорганизации общества и специфике японского менталитета Япония избежала того, что непременно началось бы в любой другой стране вслед за разрушительным цунами и на пороге ядерной катастрофы: паники, мародерства, гуманитарной катастрофы. Сегодня можно сказать, что японцы сумели предотвратить самый худший сценарий развития событий аварии на «Фукусиме-1», но никто в мире сегодня не может сказать, чем для мира закончится и как долго будут отзываться последствия этой катастрофы.
Главное в происходящем сейчас в Японии бедствии – его техногенная, технологическая составляющая, связанная прежде всего с чередой тяжелых аварий на атомной станции «Фукусима-1». Многие ожидания и прогнозы, в том числе макроэкономические, ставят глобальные условия развития в будущем в прямую зависимость от того, удастся ли избежать полновесной ядерной катастрофы в этом регионе. Другой вопрос – стоит ли ожидать преждевременного заката так и не начавшегося толком ренессанса ядерной энергетики, на два десятилетия затормозившейся в своем развитии после чернобыльской беды.
При подготовке этого материала человек, который в свое время работал на ликвидации последствий Чернобыльской аварии припомнил в разговоре, что в дни чернобыльской катастрофы в одном из японских изданий вышла статья, название которой звучало примерно так: «Чернобыльская авария в Японии принципиально невозможна». Теперь, после 11 марта, в этом приходится сомневаться, но очень хочется верить, что Чернобыль не повторится.

Иван Понырев
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.