Статья 8 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусматривает разработку и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с общефедеральным планом мероприятий данные программы должны быть разработаны до 1 августа 2010 года.Вопросы законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере энергосбережения рассмотрены на заседании «круглого стола» в Совете Федерации.
В его работе приняли участие члены Совета Федерации, представители Общественной палаты, отраслевых министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций.
Заседание открыл председатель Комитета СФ
по вопросам местного самоуправления
Степан Киричук.«Принятый в 2009 году Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» фактически заложил основу формирования новой правовой системы взаимоотношений между различными ветвями власти, энергетическими компаниями, предприятиями ЖКХ и потребителями их услуг», – сказал сенатор. В Совете Федерации, отметил он, «эта работа ведется в соответствии с поставленными руководством страны задачами по модернизации экономики страны. Речь идет прежде всего о повышении энергоэффективности используемых ресурсов».
Участники заседания активно вступили в дискуссию, где обсуждались вопросы формирования механизмов заинтересованности потребителей в энергосбережении и масштабного технологического обновления энергетики, проблемы, связанные с реализацией норм закона.
В ходе дискуссии ее участники высказывались и подчеркивали, что эффективность работы муниципальных образований в сфере энергосбережения возможна только при заинтересованности всех и каждого, ведь, к примеру, установка приборов учета требует согласия всех жильцов. Выступающие были единогласны в том, что самой затратной частью реализации программы остается жилищно-коммунальное хозяйство.
Существует ряд проблем, указывали они, с решением которых затягивать нельзя. Прежде всего они подчеркивали отсутствие ряда подзаконных актов, что снижает эффективность действия закона. Негативное влияние на ситуацию оказывает и несовершенство ценовой и тарифной политики.
Среди поднятых во время обсуждения проблем – окупаемость привлекаемых в энергосбережение инвестиций. Проведение энергосберегающих мероприятий требует значительных расходов, которые не предусмотрены местными бюджетами, отметил эксперт ассоциации «Союз муниципальных образований Ленинградской области» Александр Лупеко. Важной задачей он назвал необходимость избегать неоправданных энергопотерь, обеспечить внятную для населения политику властей по достижению энергоэффективности.
Михаил Антропов, глава города Апатиты Мурманской области:
Об особенностях реализации названного закона в условиях Севера – Потребности в энергообеспечении города велики, значительны и затраты. В Апатитах, как, впрочем, и в других российских городах, велика задолженность потребителей перед энергетиками: в нашем северном городе она составляет по 2000 рублей на каждого жителя. Город дотационный. Чтобы уменьшить энергопотери, пришлось предпринять серьезные организационные усилия. Но они себя оправдали: за квартал удалось снизить теплопотери на 15%. В цифрах отчетов эффект мог бы быть большим, если бы в законодательстве учитывалась специфика северных территорий.
В Санкт-Петербурге идет активное публичное обсуждение программ энергоэффективности и энергосбережения. В частности, 17 февраля 2010 года в городе прошел Энергетический форум, на котором обсуждались вопросы государственной поддержки повышения эффективности использования энергии в современных экономических условиях.
Кроме того, вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности обсуждаются в ходе сотрудничества муниципалитетов Санкт-Петербурга с Союзом муниципалитетов Финляндии. На совместных семинарах и программах по обмену опытом представители муниципального сообщества Санкт-Петербурга изучают передовой опыт финских муниципалитетов в реализации конкретных шагов по повышению энергоэффективности жилых зданий и энергосбережения.
Подводя итоги обсуждению, Степан Киричук подчеркнул ключевую роль муниципальных образований в повышении энергоэффективности.
В Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Брянской, Кемеровской, Кировской, Курской, Магаданской, Тюменской и Ульяновской областях (всего 9 субъектов Федерации) соответствующие региональные и муниципальные программы действовали и до принятия федерального закона.
Степан Киричук привел ряд примеров. Например, в Курской области первая программа по внедрению практики энергосбережения действовала в период с 2002 по 2005 год, а в апреле 2004 года был принят областной закон «Об энергосбережении». В настоящее время в данном регионе действует областная целевая программа «Энергосбережение Курской области на период 2009–2010 гг.», утвержденная постановлением администрации Курской области.
По данным Совета муниципальных образований Волгоградской области, рассказал законодатель, в данном регионе во всех городских округах и муниципальных районах разработаны и приняты программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной отрасли. На основании программ районов и округов разработана и утверждена приказом комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области ведомственная целевая программа «Энерго-, ресурсосбережение и повышение качества поставки услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области на 2010–2012 годы».
В остальных субъектах Федерации, сообщил Степан Киричук, осуществляются организационные мероприятия по подготовке и принятию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» содержит систему мер, выполнение значительной части которых возложено на муниципальный уровень власти. Поэтому законодателям надо предусмотреть необходимые нормативно-правовые механизмы, а федеральным министерствам – ускорить принятие методических рекомендаций, направленных на ускорение реализации муниципальных программ в этой сфере. Следует также учитывать и распространять положительный опыт муниципалитетов в решении задач энергоэффективности.
Татьяна Вижевитова, заместитель мэра Омска:
- В городе реализуется программа энергосбережения под девизом «Считай. Экономь. Плати». Первый этап ее включил в себя учет энергоресурсов, их источники и потребителей. Сам по себе учет не дает экономии, но является ее инструментом. В Омске прежде всего исследовали теплопотери в жилых домах. По результатам обследований провели реконструкцию панельных зданий, утепление их фасадов позволило значительно снизить потери тепла. Второй этап – разработка мотивации участников процесса – муниципальных органов власти, энергоснабжающих предприятий, ЖКХ, населения.
Если говорить о стратегии энергосбережения на объектах социальной сферы, то здесь серьезной проблемой является недофинансирование. Но даже и в этих условиях омичам удалось достичь впечатляющих результатов. Экономический эффект от газификации только одной котельной дал прибыль в 21 млн. рублей, внедрение передовых технологий при транспортировке тепла экономит от 2–2,5 млн. рублей ежегодно. Установка приборов учета тепла, разработанных, кстати, омскими учеными, позволяет сберечь 25% энергии в каждом многоквартирном доме.
Что касается замены ламп накаливания на энергосберегающие, то она началась в Омске еще в 2005 году и охватила уже почти 90% – речь идет об освещении магистралей и жилых кварталов. Экономия составляет 1 млн. киловатт-часов.