Интервью журналу «Энергополис» эксперта Государственной думы Федерального собрания РФ Владимира Бабкина.– Владимир Иванович, наш президент для всей страны определил программу на ближайшее будущее – это использование энергосберегающих технологий и инноваций во всех сферах, в том числе и в сфере ЖКХ.– За предшествующий период перестройки произошла деиндустриализация страны. В настоящее время в первую очередь следует говорить о том, что необходимо принимать программу индустриализации страны, естественно, на новом технологическом уровне, а не говорить об инновациях.
Хочу сказать, хотя уже и говорил, и писал на эту тему неоднократно, о том, что исполнительная власть, а вернее власть олигархов, проводит в стране политику хосписа, которая может закончиться эвтаназией. Промышленный потенциал в разных отраслях упал в 3–10 раз. Не процентов – раз! Некоторые отрасли просто исчезли как таковые. Что касается ЖКХ, то лет восемь назад сначала на телевидении и в прессе начали обсуждать тему реформы ЖКХ, а потом вроде бы даже начали переходить от слов к делу. Меня в ту пору пригласили на телевидение: редакторы одной программы на ТВЦ по заданию правительства Москвы хотели сделать некий пиар-блок по доведению до масс информации о том, что пора ЖКХ реформировать. Но есть информация и информация. Я считаю, что это по крайней мере глупо и негоже – говорить о том, чего не понимаешь. Меня спросили: «Что вы думаете о конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве?» Какая может быть конкуренция на сетях? Большая часть коммунальных услуг имеет сетевой характер. Вы подведете мне вторую канализационную трубу? Нет. Вы подведете мне другую трубу горячего энергоснабжения? Нет. Водопровод новый? Нет. Теплоснабжение? Нет. Тогда какая конкуренция? А это основные наши затраты на коммунальные платежи.
– Значит, конкуренция в ЖКХ невозможна?– Почему невозможна? Она есть. Хочу я отремонтировать квартиру – я ищу доступную мне по квалификации и по стоимости ремонтную бригаду. Если нужно заменить сантехническое устройство, я нахожу специалистов нужного профиля. И мне на самом деле ЖЭК в этом плане даром не нужен, мне ЖЭК (сейчас это управляющая компания) нужен для диспетчеризации основных коммунальных услуг: теплоснабжение, водоснабжение, лифтовое хозяйство, канализация, содержание магистральных трубопроводов, которые находятся в доме, воздуховодов, крыш – там, где должны быть квалифицированные специалисты. Если говорить об экономии, энерго-сбережении, то давайте подумаем, что у нас кроме потерь подачи воды того или иного качества, потерь магистралей, есть безвозвратные потери и в самом жилом помещении. Где мы тратим больше всего воды? Когда моемся. Это 150–200 литров. При этом загрязняющая составляющая этого объема воды – сколько мы потребляем мыла, шампуня? – где-то на уровне трех-четырех граммов по отношению к 150 килограммам. Это 0,02% от объема, ничтожно мало. Поставьте фильтр и гоняйте воду в режиме термостата. Что происходит: вода не сбрасывается в канализацию и не подогревается. Можно это сделать? Можно. Где у нас еще расход воды? На стирке белья и на мытье посуды. Ставим замкнутую систему с фильтровальными устройствами и не сбрасываем в канализацию горячую воду. В вопросах теплоснабжения тоже есть решение – переход на современные устройства (необязательно водогрейные), так как потери тепла в сетях просто огромные. Существуют технологии переработки канализационных стоков, которые могут дать дополнительное тепло для нужд дома и сократить сбросы в канализацию. Возможностей для реальной, а не мнимой модернизации инженерного обеспечения домов предостаточно, только в рассуждениях о реформировании ЖКХ эти аспекты не присутствуют.
– Всем этим можно оборудовать сегодня жилые дома?– Можно это сделать, да. Когда я выступал на телевидении, я сказал, что (правда, это все вырезали) технические возможности огромные. Сейчас можно не только из технической – из болотной воды делать питьевую. В 2001 году я был приглашен экспертом на международный инновационный салон. Тогда там были представлены проекты, в том числе предложения замкнутого водооборота промышленных стоков на базе оборонных разработок, два показа – керамические и мембранные фильтры для тонкой очистки воды. Авторы керамических фильтров даже получили заказ от Индии для армейских нужд и поставили им 60 000 комплектов для питьевой воды. В их видеоролике трубочка опускается в болотную жижу – и на выходе идет чистая вода. Потому что отверстия фильтров пропускают только молекулы воды… Не надо все время говорить о счетчиках холодной-горячей воды. Все эти разговоры относительно энергосбережения, водосбережения, ресурсосбережения путем установления каких-либо счетчиков ровным счетом ничего не дадут. Мы потребляем питьевой воды в сутки где-то литров пять на одного человека. А записано в месяц 3 кубометра: это сто литров на одного человека. Вы тратите на себя сто литров воды в день? Просто списываются потери магистралей на тарифы и на объемы. Потому что есть региональные энергетические комиссии, которые устанавливают тарифы, и в эти тарифы, естественно, энергетические монополисты вписывают свои условия, то есть потери.
– А какова судьба домов, которым требуется капитальный ремонт?– Когда народ начал возмущаться, что «вы передаете на наше полное содержание дома, которые требуют капитального ремонта», создали фонд реформирования ЖКХ. Но денег там явно недостаточно. А копить деньги на капитальный ремонт бессмысленно. Потому что при той инфляции, которая есть, за 25 лет существования дома у вас просто-напросто денег не будет. Брать кредиты на капитальный ремонт при современных ставках тоже бессмысленно. В прошлом году средства фонда ЖКХ были омертвлены вообще. На вопрос, почему они не выделяют денег, был дан ответ «не составлена соответствующая документация, не вовремя подана заявка». Все эти слова для бедных. Фонд ЖКХ в прошлом году, ничего не делая, получил доход от размещения своих средств на депозитах коммерческих банков в размере 7,5% от 250 млрд. рублей. Это где-то на уровне 15 млрд. рублей. Ни за что, просто так! Люмпенская психология. А корни ее в Октябрьской революции, которая совершалась на базе люмпенской составляющей страны, когда люмпенам разрешили грабить награбленное! И эта люмпенская психология плюс социальное иждивенчество как ее проявление как раз и есть та самая главная причина, которая мешает развитию страны. А есть еще один вид грабежа населения – ипотечное кредитование. Все эти рассуждения об ипотеке, о доступном жилье не имеют под собой никакой реальной основы. До сих пор отсутствует внятная градостроительная политика. Медведев (еще в должности вице-премьера), видимо поняв что-то в этой проблеме, начал говорить об индивидуальном жилищном строительстве, о необходимости увеличения почти вдвое объемов возводимого жилья. И теперь, с одной стороны, мы имеем пустые разговоры о малоэтажном строительстве как проблеме решения жилищного вопроса, а с другой – видим, как правительство Москвы гонится за строительством высоток. А за время эксплуатации высотного дома до гарантийного срока он будет просто золотым. И ленинская мечта о золотых унитазах воплощается в ценовом ресурсе по обслуживанию ЖКХ: у нас все становится золотым.
– Владимир Ильич мечтал о золотых унитазах?– А вы не помните? «Когда будет коммунизм, золото потеряет цену и каждый рабочий сможет иметь у себя золотой унитаз». Не замечали, что у нас мифологизированное сознание? Лозунг «каждая кухарка может управлять государством» знаком? А звучит он на самом деле: «Каждая кухарка имеет право научиться управлять государством». Разница очевидна.
Я не понимаю, как до мифологизированного сознания нашего народа донести мысль, что содержать свое жилище он не может без помощи государства. Поэтому все это непонимание, которое я называю продуктом социальной дебилизации, – это как раз и есть то, что мешает реальному развитию страны. Ведь реформа ЖКХ направлена на что? Государство нам – народу – прямо говорит: «Мне надоело тебя содержать, поэтому содержи себя сам». Как содержать? Непонятно. Есть еще один немаловажный аспект. В соответствии с новым Жилищным кодексом жители многоквартирных домов либо самостоятельно (ЖСК и ТСЖ), либо принудительно (муниципальный жилой фонд) должны выбрать некую управляющую компанию, которая якобы сможет взять на себя обязанности по оптимальному коммунальному обслуживанию дома, но требования к этой так называемой компании, так же как и ее ответственность, никак не прописаны в кодексе, что чревато такими нарушениями, что это окажется пострашнее бомбежки. К тому же никак, напоминаю, не обозначена ответственность исполнительной власти за капитальный ремонт. Если учесть, что большая часть возведенного жилого фонда старше 15–20 лет, а деньги на капитальный ремонт у кого-либо отсутствуют, то и здесь исполнительная власть стремится снять с себя ответственность за исчезнувшие средства на содержание жилого фонда. То есть качественных изменений ни в энергосбережении, ни в модернизации систем обеспечения, ни в обслуживании не произошло. Понимаете, есть дела, и есть слова о делах. В словах мы увязли давно, а дел-то нет. И вряд ли что-нибудь изменится в обозримом будущем.