Авторизация

 

Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны

Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны
Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государственной власти и частного бизнеса необходимо в тех отраслях, где государство остается собственником (энергетика, транспорт, ЖКХ, природные ресурсы), но в то же время стремится привлечь бизнес для реализации общественно значимых проектов.

Интервью исполнительного директора ОАО «Энергокомплекс» Дмитрия Селькина журналу «Энергополис».


– Начнем с главного: зачем России государственно-частное партнерство?

– Здесь нужно отталкиваться от потребностей в модернизации инфраструктуры, которые на сегодняшний день колоссальны. О неразвитости инфраструктуры как основном тормозе развития экономики неоднократно говорили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. На мой взгляд, модернизировать транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру можно различными путями, но модель государственно-частного партнерства (ГЧП), пожалуй, одна из самых эффективных.

– Как повлиял кризис на развитие государственно-частного партнерства в сфере энергетики? Какие из сфер экономики наиболее перспективны для развития практики государственно-частного партнерства?

– Начну с приоритетов: это ЖКХ, транспорт и энергетика. В текущих условиях, когда возникает всеобщий кризис ликвидности, те сферы экономики, которые могут генерировать денежный поток в краткосрочной перспективе, безусловно, более приоритетны, чем другие. Но проекты в энергетической и транспортной сфере более капиталоемкие и долгосрочные для возврата инвестиций, вместе с тем и более перспективные в силу масштабности. ГЧП-проекты в энергетике в докризисный период только-только начали реализовываться. И конечно, негативное влияние кризиса повлияет на то, что многие перспективные проекты откладываются до лучших времен. Также мы видим сокращение инвестиционных программ энергетических компаний. Кризис отразится на динамике и качественном ходе развития практики ГЧП в России в целом. Сокращение свободных финансовых средств, «длинных денег» для инвестирования сужает возможности и количество проектов. Акцент смещается с крупных проектов на менее масштабные и затратные.

– Как вы оцениваете потенциал применения такого механизма ГЧП, как концессии, в энергетике?

– В энергетике, конечно, концессионные механизмы были бы наиболее удачными – на этом мнении сходятся многие эксперты. Отношение к приватизации (а ее в широком смысле тоже относят к формам ГЧП) у народа в нашей стране отрицательное – это понятно. И вместо того, чтобы приватизировать какие-то энергетические активы, можно было бы отдавать их в концессию, то есть в долгосрочную аренду. В этом случае у инвесторов понятен инвестиционный горизонт: это десятки лет. Инвестор мог бы привлекать деньги на рынке, вкладывать собственные средства в обновление основных фондов, оборудования, строительство новых мощностей. И в энергетике был такой момент, когда можно было использовать форму концессий. Мне кажется, что концессия, поскольку закон о концессионных соглашениях уже был принят к тому времени, могла сыграть положительную роль. То есть те же деньги в отрасль можно было привлечь, не продавая актива, передавая в концессию госимущество. Сейчас уже поздно, поскольку реформа РАО «ЕЭС России» и электроэнергетики закончена. При этом многие эксперты считают саму реформу самым масштабным проектом государственно-частного партнерства в энергетике. Активы приватизированы, но у тех инвесторов, которые приняли участие в приватизации, в связи с кризисом возникли проблемы, что делать с этими активами, на какие средства их развивать. Если бы имело место концессионное соглашение, то были бы понятнее, скорее всего, и правовые обязанности сторон. Если имущество переходит к инвестору, то он за него отвечает, за инвестпланы, за развитие и т.д. Вместе с тем концессии могут использовать для строительства новых энергетических объектов.

– Приведите, пожалуйста, примеры ГЧП-проектов в энергетике. В каких отраслях уже есть реализованные проекты?

– Отмечу, что, несмотря на кризис, многие масштабные проекты получают старт и развитие. Начнем с самых масштабных, так сказать, мегапроектов. В июне этого года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге было подписано соглашение по инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии», цель которого – создание на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) на Дальнем Востоке России нового крупного промышленного района, состоящего из объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств – гарантированных потребителей электроэнергии, преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд и др.). Этот мегапроект по развитию Южной Якутии реализуется в два этапа: на первом (2009–2010 годы) разрабатывается проектная документация, а на втором этапе (2011–2019 годы) будут строиться промышленные и инфраструктурные объекты. В рамках первого этапа частные инвесторы проектируют объекты промышленности, а государство в лице ответственных исполнителей (Минэнерго, «Росатом», Росжелдор, Росавтодор) проектирует стратегические объекты промышленности (Канкунскую ГЭС, Эльконский ГМК) и объекты инфраструктуры. Заявленная стоимость проекта (в ценах 2007 года) – около 422,5 млрд. рублей, в том числе средства Инвестфонда РФ – 114,5 млрд. рублей, средства инвесторов – около 308 млрд. рублей.

Из реализованных ГЧП-проектов – БЭМО (Богучанское энерго-металлургическое объединение; проект завершен в 2006 году) и «Территориальная генерирующая компания – 1» в Северо-Западном округе (проекты «РусГидро» и РУСАЛа).

Другой пример – из области атомной энергетики. Проект интересен тем, что в этой области для развития механизмов ГЧП гораздо больше ограничений, но такая практика также возможна. Начинает реализовываться совместный проект ГК «Росатом» и ОАО «Русские машины» – создание свинцово-висмутового быстрого реактора СВБР-100. Причем проект этот инновационный не только для отечественной, но и для мировой энергетики, поскольку это первая установка с использованием теплоносителя на тяжелых металлах. «Росатом» и «Русские машины» в рамках проекта СВБР-100 создают совместное предприятие (это также одна из возможных форм государственно-частного партнерства) на паритетной основе. От «Росатома» «Русские машины» планируют получить технологии, сама компания будет заниматься привлечением средств. Права «Росатома» на интеллектуальную собственность – возможный вклад в СП. «Русские машины», в свою очередь, готовы финансировать проект.

В сфере теплоэнергетики также есть уже положительный опыт. В настоящее время в Свердловской области создается единая теплоснабжающая компания, учредителями которой станут НГК «ИТЕРА», правительство области и Внешэкономбанк. По замыслу инициаторов проекта, создание теплоснабжающей компании объединит разрозненные и неэффективные муниципальные котельные и позволит провести их модернизацию. Предполагаемый результат: снижение расходов топлива на выработку необходимого объема теплофиката и повышение надежности теплоснабжения.

– «Энергокомплекс» также можно назвать успешным примером ГЧП в энергетике?

– Да, это в чистом виде проект на основе государственно-частного партнерства в области электроэнергетики – фактически первый в Москве. ОАО «Энергокомплекс» было создано пять лет назад для реализации программы строительства электроподстанций высокого напряжения в Москве за счет собственных и привлеченных средств. Правительство города доверило компании строительство 14 подстанций, четыре из которых уже построены, и первой из них стала подстанция «Грач», появившаяся на юго-западе Москвы, а остальные подстанции находятся в различной степени готовности. Инвестиционная программа ОАО «Энергокомплекс» предусматривает строительство в течение четырех лет целого ряда высоковольтных линий электропередачи плюс 14 новых электроподстанций общей трансформаторной мощностью около 5000 МВА. Запуск этих мощностей должен обеспечить более трети потребности города. Поэтому программа «Энергокомплекса» является наиболее значимой в этом городском пакете. Ее ориентировочная стоимость достигает 100 млрд. рублей. В этом случае компания обеспечивает финансирование строительства за счет частных инвестиций и банка ВТБ, а участие города Москвы в проекте как представителя государства заключается в поиске и освобождении подходящих площадок, выпуске распорядительных документов, выдаче согласований, и, конечно, программа по строительству подстанций находится под постоянным контролем со стороны правительства Москвы.

– Вы можете назвать какие-либо структуры, которые активно способствуют продвижению механизмов ГЧП в России?

– Так исторически сложилось, что транспортная отрасль в России сейчас является наиболее продвинутой в сфере ГЧП, в плане развития законодательства и практики концессий. С одной стороны, это мировая практика, более половины всех ГЧП-проектов реализуется в транспортной отрасли, с другой – Министерство транспорта очень активно продвигало эту тему последние четыре года. Поэтому здесь мы видим наибольшее развитие государственно-частного партнерства. Необходимо отметить также Комитет по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике РСПП и Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития. ГЧП-центр Внешэкономбанка. Из структур, с которыми сотрудничает «Энергокомплекс», – НП «Центр развития государственно-частного партнерства».

– Как вы оцениваете перспективы применения механизмов государственно-частного партнерства в энергетической отрасли в целом?

– Энергетика – одна из наиболее перспективных сфер для применения механизмов ГЧП. С одной стороны, это определяется тем, что в энергетике существует много компаний с государственным участием, и реформа РАО «ЕЭС» поспособствовала этому. С другой – высокая потребность модернизации энергетической инфраструктуры. Например, в электроэнергетике это просто критически необходимо. Мы видим, что, как бы компании ни старались самостоятельно обновлять базу, оборудование, средств на это не хватает, а процент износа колоссальный. Несмотря на увеличение государственных инвестиций в развитие атомной энергетики, с учетом кризиса отрасли потребуются заемные средства. В этом случае перспективно было бы осуществлять проекты по долгосрочному кредитованию частными банками предприятий атомной отрасли под гарантии государства. Частный бизнес (особенно в энергоемких отраслях экономики) заинтересован в строительстве АЭС рядом со своими предприятиями, и здесь можно использовать мировой опыт ГЧП.

Модель ГЧП очень перспективна для применения в области альтернативной энергетики. На Западе реализуется множество таких проектов, и по объему вводимых мощностей альтернативная энергетика опережает традиционную. В России, по экспертным оценкам, речь идет пока о нескольких проектах, где инвесторы решили пойти на опережение ситуации, не рассчитывая на участие государства, и строят ветряные фермы – в Мурманской, Ленинградской области, Краснодарском крае и на Дальнем Востоке. Многое сейчас зависит от государства. В этом плане, на мой взгляд, более активную роль в развитии государственно-частного партнерства должны играть Министерство энергетики и Министерство экономического развития.


Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны
Денис Демин,
инвестаналитик, заместитель управляющего директора
ИК «Ленмонтажстрой»:

– В перспективе наибольший интерес с точки зрения применения механизмов государственно-частного партнерства представляет сегмент альтернативной энергетики и использования возобновляемых источников энергии. В условиях относительной дешевизны традиционных источников энергии в России прямая коммерческая привлекательность альтернативной энергетики невелика; даже в странах Запада, где нефть и газ не столь доступны, развитие возобновляемых источников энергии осуществляется при активной поддержке властей. Создание системы негативных и позитивных стимулов, которые способствовали бы повышению энергоэффективности экономики и развитию использования возобновляемых источников энергии, уже в ближайшие годы станет приоритетной задачей государства, и использование механизмов государственно-частного партнерства может оказаться важным инструментом в этом процессе.




Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны
Евгений Винокуров,
начальник отдела экономического анализа Евразийского
банка развития:

– Авария на Саяно-Шушенской ГЭС высветила факт, о котором ни на секунду нельзя забывать: мы все еще живем за счет советского индустриального наследия. За последние два десятилетия, включая относительно тучные 2000-е годы, построено всего несколько крупных энергетических объектов. А энергетическая инфраструктура не вечна, объекты и сектора генерации, и сектора дистрибуции начинают сыпаться. Что поможет справиться с проблемой, от решения которой зависит будущее российской экономики? Необходимые колоссальные инвестиции в генерацию могут быть обеспечены только в случае, если правительство не отступит от запланированной поступательной либерализации цен. Кризис лишь ненадолго снизил накал энергодефицита, а аварии на крупнейших энергообъектах, неизбежные при достигнутом уровне износа мощностей, будут снижать предложение. В условиях кризиса одним из крупных источников финансирования становятся банки развития: ВЭБ, ЕАБР, ЕБРР, Всемирный банк и т.д.


Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны
Дмитрий Дорцев,

управляющий директор ОАО Банк ВТБ:

– Проекты, реализуемые на базе ГЧП, как правило, характеризуются существенным объемом капитальных вложений, имеют в своей основе инфраструктурный характер и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, в котором такие проекты реализуется. Роль государства при этом более чем существенна, поскольку оно берет на себя ту часть рисков проекта, которые практически не могут быть приняты непосредственно частными инвесторами и финансовыми институтами. При этом форм участия государства (имеются в виду правительства субъектов РФ либо муниципальные образования) может быть несколько: это и непосредственное софинансирование части капитальных вложений проекта, которые связаны с ПИР и инфраструктурными затратами; это и всевозможные формы гарантий, в частности гарантии минимальной доходности проекта, и пр. Подотрасли электроэнергетики, в которых применимы механизмы ГЧП, – это и гидроэнергетика (при строительстве ГЭС требуется проведение мероприятий, связанных с существенными затратами по подготовке затапливаемой территории, переселению жителей из этих районов, предоставление им жилья и рабочих мест, и т.д.), тепло- и электрогенерация, в том числе и малая, острая проблема в обновлении производственных фондов которой существует во многих регионах РФ. Также это и сетевое хозяйство: пример ОАО «Энергокомплекс» демонстрирует, что успех реализации проекта зависит от адекватного размера устанавливаемого тарифа на технологическое присоединение и уровня гарантированной загрузки возводимых подстанций, что находится в компетенции государственных органов. Если говорить о перспективах применения ГЧП в энергетике как одной из форм реализации проектов, то в нынешних условиях это может быть привлекательным механизмом для участия частного капитала в инфраструктурных проектах в целом и в электроэнергетике в частности.



Потребности в модернизации инфраструктуры колоссальны
ОАО «Энергокомплекс» – электросетевая компания, созданная 6 декабря 2004 года для реализации программы строительства электроподстанций высокого напряжения в г. Москве за счет внебюджетного финансирования. Инвестиционная программа ОАО «Энергокомплекс» предусматривает строительство 14 подстанций трансформаторной мощностью около 4080 МВА с высоковольтными кабельными линиями. Инвестиционная программа ОАО «Энергокомплекс» утверждена законом г. Москвы № 38 «О внесении изменений в закон города Москвы от 15 июля 2006 года
№ 33 «О программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006–2010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города», а также Распоряжением правительства Москвы от 21.02.06 №250-РП «О внебюджетном финансировании строительства электроподстанций высокого напряжения».
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.