Павел Селезнев, председатель правления НП «Центр развития государственно-частного партнерства», уверен, что модернизацию инфраструктуры в России, и, в частности, энергетической, необходимо проводить на основе государственно-частного партнерства – и для этого есть все условия.– Павел Леонидович, какие на сегодняшний день существуют перспективы для запуска инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства?– В условиях мирового финансово-экономического кризиса Россия, как никогда, нуждается в создании механизма по обеспечению организации, управления, реализации инфраструктурных проектов, эффективному распределению антикризисных ресурсов и контролю над инвестиционными проектами. Для этого требуется поиск точек соприкосновения государства и бизнеса: с одной стороны, бизнес-сообщество должно понимать язык бюджетного процесса, с другой – государство должно хорошо ориентироваться в современных инвестиционных тенденциях. Таким действенным механизмом взаимодействия государства и бизнеса может стать новый формат сотрудничества – государственно-частное партнерство (ГЧП), способное реализовать проектный подход к управлению объектами, емкими ресурсно и финансово. Неслучайно на совещании по государственно-частному партнерству в Новомосковске под председательством премьер-министра Владимира Путина инвестиционные проекты, реализуемые на базе ГЧП, определены как приоритет на федеральном и региональном уровнях. Об этом же говорили на прошедшем инвестиционном форуме в Сочи, где наш Центр проводил «круглый стол» по теме привлечения инвестиций в экономику России на основе ГЧП. Сегодня сложились все необходимые предпосылки для активного развития этой модели. Это острая потребность в модернизации инфраструктуры, в том числе энергетической. Активная политика руководства государства и интерес бизнеса к проектному финансированию, а также необходимые инструменты (Инвестфонд, законодательство и пр.).
– В таком случае что необходимо, чтобы ГЧП развивалось в российской энергетике? – Для того чтобы модель ГЧП развивалась в энергетике, необходима развитая законодательная база со всеми определенными рисками и гарантиями, где будет прописано участие как государства, так и бизнеса, прежде всего обязательства и гарантии как с одной, так и с другой стороны. Пока таких гарантий не существует, соответственно, говорить о каком-то стремительном развитии ГЧП в инфраструктуре, в том числе и энергетике, достаточно сложно. Решений может быть два: принятие федерального закона о ГЧП или же региональных нормативных правовых актов в каждом субъекте Федерации (пока они действуют только в шести регионах). Почему надо начинать именно с субъектов? Потому что субъекты имеют свою специфику, и нужно отталкиваться непосредственно от регионов. На мой взгляд, очень перспективна электроэнергетика, и здесь уже есть успешные примеры ГЧП, например проект строительства электроподстанций высокого напряжения в Москве (ОАО «Энергокомплекс»). Первые ласточки появились в атомной энергетике: совместный проект ГК «Росатом» и ОАО «Русские машины» – создание свинцово-висмутового быстрого реактора СВБР-100 (в форме совместного предприятия на паритетной основе – это также одна из возможных форм государственно-частного партнерства). В Калининградской области готовится первый проект АЭС, в реализации которого предполагается использовать механизм ГЧП: 51% в нем будет принадлежать государству, 49% – частному инвестору.
– Прокомментируйте высказывание министра экономического развития Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной: «России нужны инвестиции в эффективность, в инфраструктуру, в малые и средние проекты, которые могут изменить структуру нашей экономики, повысить ее эффективность».– Да, полностью с этим согласен. России действительно нужны инвестиции в инфраструктуру, потому что инфраструктура – это дрожжи экономики: она тянет за собой развитие малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности, помогает создавать рабочие места. По сути, инфраструктура является основой развития экономики. Если мы посмотрим сейчас на Китай и Индию, мы сможем в этом убедиться. Чем более развита инфраструктура, тем более страна становится инвестиционно привлекательной. Самое главное, что, если инфраструктура развивается по модели ГЧП, это также способствует привлечению зарубежных инвестиций, именно потому, что иностранцам, которые уже привыкли к этой модели, понимают и знают ее, проще инвестировать в проекты в России.
– Какая роль в развитии государственно-частного партнерства отводится Центру развития ГЧП? Как вы считаете, нужен ли вообще национальный оператор ГЧП в России?– Если опираться на зарубежную практику, то для успешного развития в стране инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП необходим координационный орган, выполняющий функцию национального оператора. Например, в Великобритании в 2000 году был создан такой оператор проектов – Агентство Partnerships UK, совместное предприятие правительства и частного сектора Великобритании, который играет роль методологического центра по вопросам теории и практики ГЧП. Работая на основе частного капитала, он несет ответственность перед государством в лице правительства Великобритании за реализуемые проекты ГЧП. Что касается стран СНГ, ГЧП-Центр действует пока только в Казахстане. Создание организационной структуры по инициированию и управлению инфраструктурными проектами на основе механизмов ГЧП является шагом на пути к развитию современной инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной) в России. С этой целью и был учрежден Центр развития ГЧП.
– Какие существуют источники средств для инфраструктурных проектов на основе ГЧП? – В России существуют разнообразные источники финансирования проектов ГЧП. Прежде всего это, конечно, институты развития, такие как ВЭБ, Инвестфонд. Кроме того, задействуются федеральные целевые программы. В финансировании участвуют российские банки, как государственные, так и частные, или с государственным участием, такие как ВТБ или Сбербанк, и, конечно, инвестиционные компании, фонды, в том числе и венчурные. Источником финансирования могут быть даже ПИФы. В принципе, линейка источников разнообразна, но в кризисное время, с учетом существующих проблем с ликвидностью российских банков, наиболее реальны два: Инвестфонд и Внешэкономбанк. Кроме этого, есть еще мировые финансовые структуры, такие как ЕБРР и МФК (IFC). В настоящее время ФСФР подготовила законопроект об инфраструктурных облигациях. Его принятие позволит активно использовать этот инструмент для привлечения инвестиций.
– Инвестфонд рассчитан на масштабные проекты федерального уровня. А что тогда с более мелкими региональными проектами?– Некоторые из региональных проектов попадают под критерии Инвестфонда. Для более мелких возможно софинансирование на уровне субъектов Федерации, из регионального и муниципального бюджета (опять-таки в период кризиса этот источник очень и очень ограничен), а также федеральные целевые программы и региональные венчурные фонды, которые сформированы на принципах ГЧП.
– Многие эксперты считают, что ГЧП в России переживает уже третью волну популярности. Каково ваше личное отношение и ваше участие в развитии ГЧП в России? – ГЧП обсуждается в России уже достаточно долго, порядка шести-семи лет. Локомотивом первой волны ГЧП стало Министерство транспорта, подготовившее несколько федеральных проектов, которые реализуются на основе концессионных соглашений. Но в России, по сути, развитие ГЧП только начинается, эту тему нужно обсуждать, нужно консолидировать всевозможные мнения, потому что в министерствах существует одно понимание ГЧП, в бизнесе другое, в Аппарате Правительства третье. Для того чтобы определить общий методологический подход, был создан Центр развития ГЧП. Мы стремимся к тому, чтобы консолидировать и выработать совместно с профильными министерствами и организациями общие правила для реализации инфраструктурных проектов.
Сейчас ГЧП действительно переживает «третье пришествие»: закончились нулевые «тучные» годы, и государство задумалось, как развивать существующие активы и инфраструктуру, а частный инвестор задумался о том, в каких отраслях извлекать прибыль, потому что для бизнеса это самое главное. Происходит консолидация интересов, иногда даже противоречащих. Интересы государства и бизнеса сводятся в одной точке – точке развития.
– Опыт какой страны в сфере ГЧП является наиболее интересным для России?– Для России любая страна с успешным опытом развития ГЧП является интересным примером, будь то Китай, Индия, Австралия. Думаю, что нужно смотреть в первую очередь в сторону Германии и Великобритании. Их опыт модернизации инфраструктуры для нас наиболее близок.
– Что необходимо для успешной реализации проектов по модели ГЧП в России?– Прежде всего необходимо, чтобы было понимание в регионах и знание, что такое ГЧП. Для этого Центр ведет свою программу развития государственно-частного партнерства в регионах, выстраивая диалог между местными инвесторами и региональными администрациями. Во-вторых, необходимо доработать законодательство, больше внимания уделив рискам и гарантиям, расширить количество инструментов. А все остальные ресурсы в стране уже есть.
Справка:
НП «Центр развития государственно-частного партнерства» создан в рамках программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Диалоги...».
Миссия Центра – в поиске и поддержке точек роста российской экономики, участие в расширении сфер применения ГЧП и проектного сотрудничества между государством и бизнесом.
Цель – содействие развитию механизмов ГЧП в России при реализации инфраструктурных проектов.
Приоритетными сферами для применения механизмов ГЧП в России и реализации проектов для Центра в современных условиях являются: энергетическая, транспортная, социальная инфраструктура (ЖКХ, здравоохранение и образование, туризм, телекоммуникации и информационные технологии), инфраструктура аграрной отрасли.
Адрес: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 29/31. Тел. +7 (495) 691-32-03.
www.pppcenter.ru, e-mail: common@pppcenter.ru