Отчет по программе развития ООН предупреждает, что Россия с ее экономикой, печально известной неэффективностью использования энергии, исчерпает свои запасы нефти через 21,9 года. Российские власти начинают признавать неустойчивость экономической модели, зависящей от добычи природных ресурсов, и понимать, что повышение эффективности использования энергии повысит долгосрочную конкурентоспособность экономики страны.В ноябре 2009 года парламент принял закон, наметивший основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов. Однако закон подвергся критике как недостаточно конкретизированный. Его противники отмечают, что ему не хватает рычагов стимулирования и привлечения общественного внимания, которые обеспечили бы ему поддержку среди производственников и широких слоев населения.
1. Слабые органы городского самоуправления. Закон ориентирован преимущественно на министерства федерального уровня и, как и другие аспекты нынешних мероприятий властей по модернизации, сохраняет свой централизованный, нисходящий подход. Между тем большую часть работы по улучшению использования энергии в России придется проделать местным властям, во многих случаях – муниципалитетам городов и более мелких административных подразделений. Российские муниципальные власти не обладают достаточным опытом, средствами и административными возможностями для реализации проектов по повышению эффективности использования энергоресурсов.
2. Закрытые энергетические рынки. Права собственности на поставки энергии и на инфраструктуру распределения энергии имеют запутанную законодательную основу и политически отягощены. Частные потребители могут сделать очень немного для сокращения потребления энергии, чтобы как-то скомпенсировать растущую стоимость энергоносителей, пока они не имеют права принимать решение в области распределения энергии, устройства изоляции и других важных моментов энергетической инфраструктуры. В отсутствие более прозрачного энергетического рынка потребители энергии имеют мало возможностей для повышения эффективности использования энергии.
3. Ограниченная система стимулирования. Отсутствует система поощрения претворения в жизнь новых стандартов использования энергии для малых и средних предприятий и индивидуальных домашних хозяйств. Часто население не имеет возможности значительно регулировать расходы энергии в своих жилищах из-за недостатков организационной структуры, нерешенных вопросов прав собственности или отсутствия соответствующей инфраструктуры. Большинство российских жилых домов (как частных, так и государственных) были построены исходя из концепции, что их жильцы будут иметь широкий доступ к централизованному источнику дешевой энергии.
4. Низкий уровень общественного сознания. Кроме того, очень низок уровень осознания широкими слоями населения важности эффективного использования энергии. В целом проблемы, связанные с экологией и использованием энергии, получают совершенно недостаточное освещение на ведущих телевизионных каналах. В таких условиях правительство, вероятно, столкнется с трудностями в своем стремлении объяснить россиянам, почему им приходится платить больше за энергосберегающие лампочки, за отопление, электричество и горючее.
Россия, очевидно, нуждается в европейском опыте и технологиях, как и в прямых инвестициях в проекты по эффективному использованию энергии в самом широком спектре секторов общественной экономики. При условии эффективной дипломатической поддержки взаимные обязательства Евросоюза и России в области эффективного энергопользования, вероятно, окажутся менее политизированными, чем нынешние дискуссии, ориентированные главным образом на экспорт российской энергии в Европу. Хотя маловероятно, что сотрудничество в вопросах энергосбережения способно резко улучшить отношения между Россией и Евросоюзом в области энергетики, все же оно могло бы расчистить площадку для конструктивного сотрудничества, возможно, с реализацией совместных программ по технической поддержке и обмену информацией.
Первоочередной задачей, которую предстоит выполнить российскому правительству, является переориентация населения и производственного сектора на налаживание контактов с мировой экономикой. Высокий уровень сотрудничества с Евросоюзом, координированная поддержка европейских инвесторов в энергетическую отрасль могли бы значительно улучшить перспективы России в области модернизации ее энергоемкой экономики.
Forbes, США