Прошлый год был очень сложным. С одной стороны, это было представлено в области инфраструктурных решений, которые должны были быть приняты, но рынок их ожидал очень долго, а с другой стороны, конечно же, та трагедия, которую мы все пережили в августе. Она заставила всех нас по-другому задуматься относительно вообще базовых принципов устойчивости энергетической системы и тех решений, которые должны были быть приняты. Действительно, то, что произошло на Саянах, в точности связано, с одной стороны, с теми технологическими нерешениями, которые мы все переживали в течение последних 50 лет, с другой стороны, с теми опять-таки инфраструктурными проблемами, которые по-прежнему нас преследуют.
Это касается и регулирования сектора электроэнергии, и взаимодействия разных компаний, и, безусловно, проблем, которые так или иначе связаны с последствиями реорганизации РАО «ЕЭС России». Ликвидация РАО «ЕСЭ России» – ликвидация единой площадки, на которой мы решали все проблемы нормативной базы, проблемы в области регулирования рынка и проблемы взаимодействия между разными субъектами. Сегодня такой площадки нет, но она должна быть. Мы все это поняли. Поняли, что такой площадкой сейчас должно стать именно Минэнерго, потому что отсутствие корпоративного механизма, через который можно решать возникающие у компаний проблемы, ни в коем случае не связано с тем, что такая инфраструктурная организация должна существовать.
То, что было сделано после трагедии, на мой взгляд, все-таки внушает оптимизм всем нам. Мы все сжались в единый кулак. Ту помощь, которую «ГидроОГК», «РусГидро» получили от государства, от федерального бюджета, от Министерства энергетики, сложно было себе представить. В течение двух-трех недель после трагедии были приняты решения по выделению финансирования на строительство берегового водосброса и были получены средства в размере 4,3 млрд. рублей. В конце 2009 года был утвержден план по пуску на холостой ход пятого и шестого гидроагрегатов – то, что было намечено на первый квартал 2010 года, – и, слава богу, эти мероприятия осуществлены. 600–700 МВт – это то, что дополнительно сегодня получает энергосистема после аварии.
Те быстрые ходы и решения, которые были приняты, позволили в краткосрочной перспективе снять ряд рисков. Действует несколько штабов, главный из них – штаб Минэнерго, где под председательством заместителя министра энергетики обсуждаются все технические решения и решения по финансированию и достройке гидроэлектростанции. Основной объем финансирования будет получен до конца 2010 и 2011 годов, в 2012 году основная мощность будет восстановлена. Это то, что касается текущей ситуации. Вместе с тем понятно, что особенность текущего момента заключается в том, что невозможно отделить решение технических проблем от решения стратегических задач, и мы сегодня в компании это четко понимаем.
Первое – это инвестиционные программы, важнейший механизм, через который все энергокомпании сегодня получают возможность реализовывать свои инициативы в течение среднесрочного периода. Новые инвестиционные программы компаний, которые согласуются на пять лет вперед, на 2011–2015 годы, могут согласовываться по принципиально другому формату в отличие от исторических инвестиционных программ. Есть новое 997-е постановление, которое позволяет Министерству энергетики самому принимать решения по приоритетности проектов и по источникам финансирования на пять лет вперед для энергокомпаний. Конечно же, для нас как для «РусГидро» одним из основных вопросов будет являться сохранение целевых инвестиционных средств начиная с 2013 года. На 2011–2012 годы этот вопрос решен, а вот начиная с 2013-го эти вопросы еще придется обсуждать, и мы надеемся здесь на помощь государства и на помощь других инфраструктурных организаций в рамках соответствующих дискуссий.
Второй очень важный аспект – это модернизация. Действительно, сегодня инвестиционная программа компании нацелена на увеличение затрат в области техперевооружения и реконструкции. Увеличение может составить 50%. Принципиально будут пересмотрены механизмы, которые мы сегодня обсуждаем с нашими поставщиками оборудования. Это касается и возможности заключения долгосрочных договоров, это касается и изменения подходов в технической политике. Вопрос важнейший – конечно же, это опять-таки регулирование и нормативная оснащенность энергосистемы. Есть 35-й федеральный закон об электроэнергетике, есть закон об энергоэффективности 261-й, который позволяет сегодня большинству компаний реализовывать свои начинания в области модернизации. Но тем не менее все-таки ряд нормативных документов еще должен быть внедрен.
В первую очередь это касается постановления правительства по тарифным надбавкам. Во всем мире действует механизм, который позволяет большинству компаний реализовывать проекты в области альтернативной энергетики. Этот вопрос для нас очень важен, потому что мы, обладая сегодня технологиями накопления электроэнергии, можем заниматься развитием ветровых парков и реализовывать проекты альтернативной энергетики. Но мы должны это делать, получая поддержку со стороны государства, получая дополнительные тарифы, чтобы тем самым могли снижать нагрузку со своей инвестиционной программы и нагрузку с наших высоконапорных станций. Это очень важный вопрос, который мы сегодня очень детально обсуждаем на уровне вице-премьера и министерства. Я думаю, что до конца года данное постановление должно выйти, потому что без соответствующего механизма реализация ряда инфраструктурных проектов просто невозможна.
Отдельная тема – это тема малой гидрогенерации. Мы вместе с новым полпредом Северо-Кавказского федерального округа очень детально прорабатываем вопрос по новой стратегии в области малой гидрогенерации, строительству станций, анализу схем использования рек, анализу перспективных створов. Опять-таки без тарифных надбавок реализация этих проектов как со стороны «РусГидро», так и со стороны других компаний видится маловероятной. Поэтому мы думаем, что стыковка, с одной стороны, изменений в технической политике общества, с другой стороны, новых инфраструктурных решений в части нормативной базы позволит принципиально по-другому реализовывать стратегию компании на будущие пять лет.
Очевидный вопрос также – это вопрос источника финансирования и функционирования компании на рынке. То, что касается использования долгосрочных кредитных инструментов, «РусГидро» точно будет реализовывать те методы, которые использовались прежде. Использование механизмов привлечения капитала – главным образом, путем дополнительной эмиссии – это, конечно, инструмент правильный, когда основную нагрузку на себя берет государство как мажоритарный акционер, но не всегда эффективный, ни с точки зрения стоимости привлекаемого капитала, ни с точки зрения дополнительной нагрузки на бюджет. И сегодня восстановление фондового рынка и восстановление в принципе финансовых рынков позволяет нам сделать вывод о том, что в рамках новой инвестиционной программы на пять–семь лет вперед мы будем смотреть на долгосрочные методы привлечения финансирования главным образом через взаимный капитал.
То, что касается позиций компании на рынке электроэнергии, здесь опять-таки, как ни странно, мы сегодня связываем эти вопросы с технической устойчивостью работы наших объектов и с долгосрочной стратегией развития компании в принципе. В частности, мы понимаем, что для такой компании, как «ГидроОГК», как «РусГидро», имеющей 25 тыс. МВт установленной мощности, совершенно корректно иметь в собственности сбытовое подразделение, сбытовые компании, когда мы при механизме свободных двусторонних договоров можем заключать прямые соглашения с покупателями электрической энергии и мощности, тем самым снижая нагрузку, с одной стороны, с оптового рынка, с другой стороны, максимизируя собственный доход и собственную прибыль. Это очень важный вопрос, потому что дискуссии, которые сегодня ведутся, в том числе Системным оператором, по методам регулирования станций, связаны в том числе и с дополнительной прибылью, которую получает компания. Это позволяет нам более эффективно работать со всеми инфраструктурными организациями, смотреть на возможность оптимизации режимов и графиков и тем самым формировать дополнительный базис и устойчивость работы компании в среднесрочной перспективе. Очень важный вопрос – работа со стратегическими партнерами-инвесторами. Мы сегодня действительно смотрим на механизмы заключения долгосрочных договоров, потому что без долгосрочных партнерских отношений снижать системный риск в гидроэнергетике и в принципе в энергетике России достаточно тяжело.
Что касается структуры капитала компании, то в 2012–2013 году мы будем плотно прорабатывать вопрос по привлечению стратегического инвестора. Этот вопрос связан с выходом компании на зарубежные рынки. У нас сегодня в собственности есть очень интересные институты, проектные институты, которые с советских времен унаследовали очень серьезную компетенцию – это и «Ленгидропроект», и «Мособлгидропроект», и наши научные институты. Так вот, мы планируем использовать компетенции, которые были сохранены, на зарубежных площадках. Понятно, что это не вопрос 2010 года. Сейчас мы очень плотно обсуждаем с министерством среднесрочный план выхода на зарубежные рынки, и мы очень заинтересованы в том, чтобы компания «РусГидро» как холдинг, как группа оказывала услуги своих проектных институтов за рубежом. Я думаю, что начиная с 2011 года мы плотно приступим к реализации этой стратегии.
2009–2010 годы – на мой взгляд, уникальные. Время очень сильно сжимается, и сегодня проблематика модернизации, энергоэффективности, с одной стороны, и технической устойчивости, что для нас является приоритетом, с другой, очень связаны между собой. Я надеюсь, что вместе с нашими коллегами из министерства, с нашими партнерами, с которыми мы очень часто дискутируем по всем этим проблемам, мы достигнем всех целей, решим все задачи, которые перед нами поставлены. Думаю, что все должно получиться. Дай бог, чтобы те трагедии, которые мы пережили в 2009 году, больше никогда не повторились, и каждый из нас для этого сделает все, что может сделать, и, может быть, немного больше.