Авторизация


 

КОМАНДА, ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ПРОЕКТЫ

КОМАНДА, ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ПРОЕКТЫЧлен правления ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", директор по инжинирингу и управлению строительством, руководитель новообразованного Центра инжиниринга и строительства Алексей Маслов ответил на вопросы главного редактора журнала "Энергополис" Алексея Иванова.


- Для решения каких насущных проблем создана ваша компания?

- ОАО "Центр инжиниринга и строительства" создан как дочернее общество Федеральной сетевой компании и возьмет на себя функции заказчика строительства, а также будет отвечать за инженерно-техническое сопровождение строительства электросетевых объектов.

Почему мы приняли решение о создании специализированной компании? Позвольте небольшой экскурс в историю. Традиционно Федеральная сетевая компания была ориентирована на задачи эксплуатации и управления сетей. В тот момент, если мы возьмем промежуток времени 2004, 2005, 2006 годы, у нас объем инвестиций составлял 25 - 30 млрд. рублей в год. В свете решений, которые были приняты в последние два года по развитию энергетики, объем инвестиций в магистральные сети резко увеличился, и в этом году он достиг уровня в 100 млрд. рублей. В промежуток 2008 - 2010 годов он вырастет до 170 - 180 млрд. рублей в год. Таким образом, важность задачи обеспечения эффективных вложений в строительство электросетевых объектов и объектов инфраструктуры выросла кратно. А это требует кардинального изменения самой логики управления.

Мы долго обсуждали, в каком именно виде нам проводить организационные изменения, и в результате приняли решение о выделении этой функции дочерне-зависимому обществу.

Что это позволит сделать? Это позволит ФСК как компании, которая прежде всего позиционирована как управляющая активами и дочерними обществами, полностью сосредоточиться на функциях управления. А центру инжинирингового управления предстоит вплотную заняться проектно-строительной деятельностью, заняться управлением самими процессами строительства. Подчеркну, что та компания, которую мы создаем, позиционируется не как генподрядчик, а как компания заказчик и застройщик.

Такая практика, в принципе, достаточно распространена как в российских компаниях, так и в западных. Многие похожие на нас крупные структуры имеют специализированные дочерние общества или аффилированные компании, которые выполняют функции единого центра управления строительством. Мы здесь неоригинальны.


- По сути дела, вы будете выполнять функции EPC-контрактора?

-Действительно, это функции EPC-контрактора. Но есть и несколько "но". В российской практике почему-то принято EPC-контрактора отождествлять с генподрядчиком "под ключ". Хотя в общемировой практике понятие EPC применяется как к стороне генподрядчика, так и к стороне заказчика, а также, что самое важное, применяется и в отношении инжиниринговых компаний, которые фактически работают на стороне заказчика, выполняя сопровождение строительства. В таком правильном, таком более широком толковании - да, мы - EPC-контрактор. Однако обращаю внимание, что все-таки наша целевая задача - это работа заказчика-застройщика в интересах ФСК. Да, мы вынуждены в каких-то случаях выполнять функции генподрядчика. В частности, мы как генподрядчик работаем по проектированию сегодня по объектам федеральной целевой программы по Сочи, по подготовке к Олимпиаде. Но это все-таки для нас исключительная ситуация, когда мы уже вынуждены сами браться за функции, например, генпроектировщика или генподрядчика.


- Вы сказали о том, что приоритетом сейчас будет Сочи. Известно, что в Южном федеральном округе есть очень большие проблемы с кадрами строителей, монтажников, проектировщиков и так далее. Как вы будете формировать команду исполнителей?

- Да, такая проблема есть. Нами проведен подробный анализ рынка. Если мы говорим в целом, очень укрупненно, на рынке сегодня основной дефицит не просто кадров, а коллективов. Если мы говорим, например, про чисто подрядное направление - явный дефицит генподрядчиков, который мы оцениваем примерно в 30 - 40%, и явный дефицит наладчиков и монтажников. В то же время, если мы говорим, например, про общестроительные силы, то их в большинстве регионов, в принципе, достаточно. Другое дело, что из них примерно половина - это хорошо структурированные силы. Понятные, ясные, слаженные, сильные, дееспособные компании. А примерно половина - это такие относительно небольшого размера, постоянно меняющиеся организации, на структурирование которых потребуется определенное время. То же самое, если мы говорим про вторичные системы. Те, кто способен объект в части энергозащиты, автоматики, противоаварийной автоматики, релейной защиты, средств АСУТП собрать, интегрировать, наладить, смонтировать, - вот настоящий дефицит.

С одной стороны, мы, безусловно, находимся в рамках закупочных процедур, и наша система закупки достаточно близка к системе федеральных закупок за счет бюджетных средств. Достаточно жесткая твердая система. С одной стороны. С другой стороны, мы, безусловно, вынуждены сегодня создавать предпосылки для развития подрядного рынка, потому что понимаем, что иначе мы такую огромную инвестпрограмму не реализуем. Поэтому мы регулярно проводим конференции для энергостроительных комплексов, когда объясняем: что у нас дефицитно, какие у нас потребности на ближайшие периоды, какая у нас ситуация по регионам, на что подрядчику ориентироваться.


- Я кроме журнала еще представляю компанию "Интерэлектромонтаж", мы тоже проводим конференции. И в феврале проводим Пражскую конференцию уже в течение восьми лет. В 2008 году будем проводить конференцию в Праге как раз по кабельным сетям. Можно вас пригласить на эту конференцию?

- Наши специалисты в октябрьской конференции и в предыдущих активно участвовали. Если будет именно тема кабеля, нам это очень интересно. Постараемся быть и в феврале.


- Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете сегодняшний потенциал вашей компании и как скоро рынок почувствует вашу управляющую руку?

- Компания на ровном месте не образовалась - она будет выполнять те же функции, которые сегодня выполняет ФСК, но в большем объеме. Мы будем в 2008 году управлять строительством в объеме более 170 млрд. рублей только по той программе, которую реализует ФСК. Плюс мы управляем строительством и проектированием по федеральной целевой программе развития Сочи. Безусловно, в строительной части, в инженерной части при возведении олимпийских и сопровождающих объектов будет участвовать наша компания. Рынок, думаю, уже чувствует, как вы выразились, нашу руку.


- Еще одна проблема, с которой вам придется столкнуться… Ведь то, что было построено в 70-е годы, на самом деле было спроектировано в 50-е. И требуется модернизация. Или полное обновление?

- Конечно же, невозможно, да и не нужно сейчас восстанавливать всю ту систему построения инфраструктуры, которая была в Советском Союзе: длинная цепочка указаний спускалась от электротехнической промышленности до изготовления уплотнений и т.д., и т.д. Эту цепочку сейчас полностью возобновить, включая проектное, машиностроительное, аппаратостроительное производство, нереально. Остальной мир далеко ушел вперед, там есть чему учиться и по технологии, и по организации, и по инженерному сопровождению.

Мы и так, собственно, этим пять лет занимались и занимаемся. У нас с западными странами унифицирована вся технология в части строительства и монтажа подстанций. Оборудование для высоковольтных сетей, для сетей магистральных также практически полностью унифицировано с западным: либо полностью идентично, либо просто импортное.

Да, есть сильное технологическое отставание по линиям электропередачи. Нам достались те методы проектирования, те типовые конструкции, те материалы линий электропередачи, которые даже не в 70-х, а в 50-х годах были внедрены. Одни мы используем те сорта стали, например "сталь-3", для производства опор. Да, понятно, в Советском Союзе, когда легированную сталь использовали для оборонки, а остаточным путем шло на остальное - тогда это было осмысленно. Но сегодня никто и нигде в мире не использует для опор эти стали.

Еще. Только мы до сих пор массированно применяем проектирование с помощью типоразмерных рядов (опять же 50-го года), которые проектированы под рельеф индивидуальной опоры. Но мы уже многое сделали в плане совершенствования технологии. Так, внедрили в этом году первый пример многогранных опор. Кто ездит в Митино, тот видит с правой стороны Пятницкого шоссе, если ехать в область, наши многоцепные опоры. Это уникальные сооружения, у них нет аналогов в России.



- Мы столкнулись с тем, что наши проектировщики, к сожалению, не всегда соответствуют мировому уровню, и нам приходится, может быть и к счастью, работать с чехами, немцами, исландцами, югославами. Их программы несколько отличаются от наших, и поэтому требуется некоторое время для того, чтобы адаптировать систему их работы к нашей. Будут ли западные проектировочные компании участвовать в работе с вами?

- Они и сегодня участвуют. Наши подрядчики - проектные компании большей частью из стран Балтии. Инжиниринговые компании, которые делают часть проектных работ, - из Германии, они выступают и как производители оборудования. Но есть и сложности в работе с ними. Западных проектировщиков и вообще любую западную инжиниринговую компанию под нашу логику работы подогнать нельзя. Потому что до сих пор у нас живет и существует система административно-нормативная, которая сложилась в части порядка осуществления проекта капитальных инвестиций. Она нам досталась от Советского Союза. Но никто больше так в мире не живет.

Даже слово "проект", которое мы употребляем, нигде не употребляется в таком значении, как у нас в стране. Везде существует такая последовательность: есть так называемый бейсик-инжиниринг, это базовая часть проекта, в которой прописаны основные решения. Далее идет относительно небольшой, по сравнению с нашими реалиями, объем согласований, разрешений, которые получает заказчик строительства. Потом следует рабочая документация, которую делают подрядчик или поставщик оборудования.

У нас же система другая. У нас, как правило, огромный проект - трудоемкий, содержащий очень большой массив информации, который, может быть, и полезен, но не влияет непосредственно на объект. В частности, колоссальная часть, связанная с согласованием: документы разрешительно-землеотводные, природопользовательские, экологически-санитарные. Эта часть, собственно, отражает то, как у нас устроена система регулирования в целом.

Западная компания, которая делает проект, придя сюда, всего этого сразу понять не может. Поэтому у нас задача во многом перестроить серьезность проектирования. Мы выделяем сегодня из проекта ту часть, которую мы называем "первый этап проекта" - практически аналог западного "бейсик-инжиниринга", базовое решение по проекту. Потом мы говорим: эту часть мы сделали, это позволяет нам объект контрактовать, поставлять оборудование, определять основные параметры объекта, проводить работу с генподрядчиками. Это приближение к западному стандарту. А часть, связанную с последующим проектированием, с согласованием и с разрешением, мы ее, конечно, стараемся максимально передать подрядчикам и поставщикам оборудования. Никто лучше подрядчика не знает, как нарисовать ту сваю, на которую поставят металлоконструкцию, куда потом будет смонтировано оборудование. Второй этап - собственно запуск объекта после базового инжиниринга, запуск согласовательно-разрешительной части. Но это не проектная работа как таковая, это именно работа по удовлетворению колоссального количества норм, правил от лесо-, природопользования до промышленной безопасности, экологии и пожарной охраны, которые требуется удовлетворить. Это - наша базовая логика работы с проектировщиками, она, конечно, должна основываться не только на привлечении западных компаний, но и на правильном встраивании любых подрядчиков в рабочий процесс. Потому что просто взять и пригласить западную инжиниринговую компанию, не адаптируя ее к российским условиям, малореально.



- Это невозможно?

- Скажем так, практически невозможно. Но нам надо работать с ними. Ведь они, честно надо признать, лучше нас делают базовый инжиниринг, отлично обозначают основные характеристики, основные требования к объекту, типовые компоновки, главные принципиальные схемы. В России есть много компаний, которые могут заниматься разрешениями, рисованием дендропланов, согласованием актов выбора трасс и межеванием, кадастрированием. Но задача правильного сведения этих двух типов работ вместе - это как раз одна из задач для нашей компании, управляющей строительством.



Беседовал Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.