Авторизация

 

Накануне. Темы российской делегации в Глазго

Накануне. Темы российской делегации в Глазго
В преддверии климатического саммита ООН, который пройдет с 31 октября по 12 ноября в Глазго, глава Минэкономразвития Максим Решетников призвал Запад не использовать климатическую повестку для протекционизма и создания изолированных систем для защиты своих экономик, а договариваться, чтобы не плодить новые взаимные торговые барьеры.

Россия готова двигаться к углеродной нейтральности к 2060 году при условии ряда существенных оговорок, в частности, принятия миром принципа технологической нейтральности и роли АЭС и ГЭС при учете выбросов СО2, зачета лесоклиматических проектов, а в перспективе - взаимного признании углеродных единиц.

Накануне конференции в Глазго Решетников назвал три темы, которые будет поднимать российская делегация.

«Исследуя возможности достижения углеродной нейтральности к 2060 году, мы делаем ряд существенных оговорок. Первое - мы исходим из того, что на международном уровне будет признан так называемый принцип «технологической нейтральности», цель которого - обеспечить признание всех источников производства электроэнергии. Иными словами если технология выработки электроэнергии не предполагает выбросов СО2, она должна признаваться низкоуглеродной, зеленой и должна учитываться во всех расчетах. Это важно в первую очередь для атомной энергии, для гидростанций», - сказал он.

Второй вопрос - параметры и сроки лесоклиматических проектов. Россия ставит задачу добиться признания Западом ее оценок поглощающей способности лесов.

«Северные леса и леса вблизи экватора по-разному растут, по-разному улавливают СО2, и нам очень важны эти периоды зачета. Если леса в районе экватора быстро растут, то северные леса растут медленнее, поэтому период окупаемости у них дольше».

Третий блок - возможность взаимного признания углеродных единиц, эмитированных в разных странах.

«В перспективе мы считаем крайне важным выходить на взаимное признание углеродных единиц, поскольку это позволит реализовывать климатические проекты и достигать углеродной нейтральности не в той стране, которая потребляет продукцию, а там, где это наиболее эффективно. Тем самым мы получим соотношение стоимости углеродных единиц и деньги пойдут туда, где с меньшими издержками разные страны могут наибольшее число СО2 поглощать».

По его словам, сейчас и в проекте трансграничного углеродного регулирования (ТУР), и в других проектах глобальная система углеродных единиц «вообще никак не просматривается», а вместо этого страны строят свои изолированные системы.

«Мы исходим из того, что построение таких систем - это не вопросы климата, не реализация Парижского соглашения, а использование этой повестки для того, чтобы защитить свои экономики посредством новых по сути торговых барьеров под видом климата», - сказал глава Минэкономразвития.

«Это не значит автоматически, что страны будут признавать наши углеродные единицы. Этого мы сможем добиться двумя путями. Либо на встречах в Глазго все мировое сообщество договаривается о каком-то едином механизме, либо, если мы не договариемся, мы вступаем в переговоры со странами и каждый с каждым договариваемся о принципах признания. Мы готовы к любому варианту», - сказал Решетников.

Минэкономразвития внесло в правительство проект стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года.

«Проект стратегии подготовлен, согласован ведомствами. Представлен в правительство. Конечно, основная задача стратегии - это исследование возможностей достижения углеродной нейтральности. Собственно, стратегия решает задачу, которая поставлена президентом - к 2060 году достичь углеродную нейтральность», - сказал Решетников.

По его словам, баланс выбросов и поглощений, который сложится к 2050 году, дает основания говорить о том, что к 2060 году углеродная нейтральность достижима.

Как отметил министр, еще одна важная задача стратегии - ответить на вопрос, как обеспечить рост экономики страны в условиях глобального энергоперехода. В стратегии рассмотрено два сценария развития: инерционный (который исходит из предпосылки, что никаких новых специальных мер по декарбонизации в РФ запущено не будет), и интенсивный, он же целевой (в котором принимаются активные меры по декарбонизации экономики).

В соответствии с инерционным сценарием развития, к 2050 году снижение нетто-выбросов парниковых газов составит 460 миллионов тонн CO2-эквивалента. Целевой сценарий предполагает более существенное сокращение выбросов - на 1,573 миллиарда тонн CO2-эквивалента.

Оба сценария предполагают снижение углеродоемкости российской экономики - в 1,5 раза в инерционном и в 6 раз в целевом. Энергетический экспорт в 2050 году в инерционном сценарии сократится на 32%, с 0,16 триллиона долларов до 0,11 триллиона долларов, в целевом - на 19%, до 0,13 триллиона долларов.

В свою очередь, неэнергетический экспорт в инерционном сценарии вырастет на 186%, до 0,49 триллиона долларов (с 0,17 триллиона долларов в 2020 году), а в целевом - на 309%, до 0,69 триллиона долларов.

По оценке Минэкономразвития, стоимость электроэнергии в постоянных ценах в инерционном сценарии развития к 2050 году не изменится, а в целевом - увеличится на 4% к 2030 году и на 26% к 2050 году.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.