Россия пока не готова ставить целью достижение углеродной нейтральности, поскольку это несет очень большие издержки для экономики.Об этом сказал представитель Минэкономразвития, комментируя работу над стратегией низкоуглеродного развития страны. «Вопрос о нейтральности мы сейчас вообще не обсуждаем. Есть рабочие варианты (стратегии низкоуглеродного развития), но вопрос о нейтральности, поскольку это вопрос, который может повлечь сильные последствия, мы пока сняли», - сказал представитель министерства.
«У нас на сегодня стратегия до 2050 года, и мы точно понимаем, что к 2050 году мы не станем никакой углеродно нейтральной страной. Мы примерно понимаем диапазон тех выбросов, которые будем иметь», - добавил он.
Европейский союз, Великобритания и Италия на прошлой неделе призвали Россию взять на себя обязательства по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году и активизировать планы по борьбе с изменением климата в преддверии 26-й сессии Конференции ООН.
Власти РФ разработали свою стратегию декарбонизации до 2050 года, которая обсуждалась на совещаниях президента РФ Владимира Путина с ключевыми министрами и руководителями компаний на этой неделе.
Согласно «интенсивному» сценарию стратегии, который является базовым, Россия будет стремиться сократить выбросы углекислого газа на 79% к 2050 году от уровня 2019 года, следует из документа, который есть в распоряжении Рейтер.
По словам представителя Минэкономразвития, часть технологий по снижению СО2, которые предложены, в том числе ведомствами, очень дорогая.
Диапазон оценок стоимости стратегии - от 40 до 50 триллионов рублей до 2050 года, но это цифры, которые предусматривают реализацию уже утвержденных планов компаний, сказал чиновник ведомства.
«Значительная часть этих денег — это не дополнительные инвестиции, а те инвестиции, которые будут идти, например, в рамках модернизации энергетики, в том числе в связи и с нашими механизмами ДПМов (договор поставки мощности), механизмами развития атома, парогаза, ВИЭ и так далее. Часть инвестиций будет вестись предприятиями, которые будут обновлять свои производственные фонды, и они уже это делают, закладывая определенные ограничения по выбросам».
Совокупные инвестиции в снижение нетто-выбросов составляют в среднем 1% ВВП в 2022-3030 годах и 1,5-2,0% ВВП в 2031-2050 годах.
«Это крайне большие издержки, и мы очень осторожно к этому относимся. Мы сейчас смотрим, чтобы форсированная климатическая повестка и все эти вопросы были разумными, чтобы не было каких-то решений, которые приводили бы к большим и неэффективным инвестициям. Потому что в конечном итоге надо понимать, что все эти инвестиции так или иначе лягут на потребителя», - сказал чиновник Минэкономразвития.
«Ситуация на европейском топливном рынке — это последствия как раз форсированной климатической повестки, когда вывели угольные станции, и соответственно альтернатива газу существенно снизилась».
Стратегия низкоуглеродного развития РФ пока дорабатывается и может быть утверждена правительством до конца октября, сказал представитель ведомства.
Президент РФ Владимир Путин накануне обвинил Европу в том, что она пытается бороться за углеродную нейтральность за счет России. Путин также назвал действия Европы поспешными и политически окрашенными, что вылилось в текущий энергетический кризис, сказав, что Россия будет подходить к развитию ТЭК взвешенно и с учетом национальных интересов. По мнению Путина, существуют разные способы сокращения эмиссии парниковых газов и России «не нужно слепо внедрять у себя какие-то устоявшиеся, стандартные схемы».
Россия, один из крупнейших в мире источников выбросов, не взявших на себя обязательства прийти к «нулевому варианту», испытывает все большее давление в преддверии климатического саммита ООН, который пройдет с 31 октября по 12 ноября в Глазго.