Многолетние исследования и вычисления, доказали, что культура в значительной мере влияет на материальное процветание народов и стран.Банк России проводит
цикл бесплатных вебинаров «Финтрек». Александр Аузан, декан Экономического факультета МГУ, рассказал, какие социокультурные факторы отражаются на экономическом успехе. По мнению эксперта, формула экономического успеха России состоит из 3Д: долгосрочного взгляда, доверия большинству людей и договороспособности.
Ценности и поведенческие установки — это такой же фактор экономической жизни, как, например, устройство общественных институтов или уровень технологий или качество человеческого капитала. Согласно исследованиям ученых, жители стран с самым высоким ВВП и качеством жизни имеют схожие ценности.
Во-первых, все они ориентированы на самореализацию, достижение каких-то целей, а не на выживание. Также у них наблюдается схожее отношение к религии. В богатых странах к религии относятся как к частному делу человека. А в странах с более низким достатком считается, что религия должна регулироваться и развиваться на государственном уровне. Любая религия может дать толчок для экономического роста, что неоднократно показывала история. Например, колоссальные успехи Восточной Азии в 20 веке объясняются внутренним изменением конфуцианства, которое перестало осуждать стремление к зарабатыванию больших денег. Как только религия перестает осуждать богатство, а приветствует эффективный труд и достойное вознаграждение, она способствует развитию экономики.
Можно выделить основные социокультурные факторы, которые имеют важное значение для экономики стран.
Прежде всего, дистанция власти. Низкая - отношение к власти, как к деловому партнеру, а высокая - как к чему-то сакральному и далекому. Обычно в больших странах дистанция власти высокая, но это может затруднять решение важных повседневных проблем в жизни общества, которые не могут напрямую обратиться с ними к представителям власти.
Коллективизм/индивидуализм. Индивидуализм характерен для сообществ, где каждый заботится о только себе и ближайших родственниках, а в коллективистских обществах люди с рождения включены в сильные и сплоченные группы. Индивидуалист - человек, который не спрашивает разрешения, а коллективист спрашивает его у начальника, общества и т.д. Индивидуалисты в России преимущественно живут в мегаполисах, в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Они составляют примерно 25% населения, но производят около 75% ВВП. При этом и коллективизм, и индивидуализм по-своему продуктивны, просто они требуют разных подходов. Например, стоит располагать в индивидуалистских регионах производства, которые требуют инноваций, а вот их внедрение лучше доверить коллективистским областям, в которых более развита командная работа.
В России нужно развивать культуру неудачи. Для того чтобы в чем-то преуспеть, необходимо научиться разрешать себе неоднократные попытки и ошибки.
Доверие. Два французских экономиста Ян Алган и Пьер Кайю провели исследование и доказали, что доверие в обществе играет важную роль для развития экономики. Лидером их опроса стала Швеция, где 63% жителей считают, что большинству людей можно доверять. Для сравнения в России так ответили всего 25% жителей. По мнению ученых, если бы уровень доверия к окружающим в России был бы так же высок, как и в Швеции, ее ВВП был бы на 69% выше. В целом, как отмечают эксперты, чем меньше доверия в обществе, тем выше в нем экономические издержки при производстве, заключении контрактов и прочего.
Один из главных тормозов для экономического развития России - склонность россиян к избеганию неопределенности. Так, согласно многолетним исследованиям в разных странах, Россия стала мировым лидером по этому показателю. В России нужно развивать культуру неудачи. Для того чтобы в чем-то преуспеть, необходимо научиться разрешать себе неоднократные попытки и ошибки. Это то, на чем выстроен успех, например, инноваторов Силиконовой долины, которые пережили немало неудачных опытов на пути к достижениям.