Последние четыре месяца наблюдается вялотекущее, абсолютно не критичное ухудшение бизнес-настроений промышленных экономических агентов. К такому выводу пришли в Центре конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, представившем информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата в российской промышленности в июне 2022 года. Полученные данные базируются на результатах опросов руководителей около 4,7 тыс. крупных и средних промышленных предприятий из 82 субъектов Российской Федерации, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом.
*Конъюнктурные опросы не измеряют точных экономических параметров динамики развития промышленности. Данный метод наблюдения позволяет выявить реакцию предпринимательского сообщества на изменение основных показателей деятельности обследуемых организаций, а также оценить общее состояние делового климата в отрасли.Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в добывающей промышленности в июне 2022 года снизился на 1 п. п. относительно предыдущего квартала до значения (-3%). В обрабатывающей промышленности ИПУ потерял за месяц 2 п. п. пункта и составил в июне (-5%). В распределительной отрасли, включая электроэнергетику, значение ИПУ не изменилось, индикатор остался на нулевой отметке.
Несмотря на определенное снижение уверенности предпринимателей, выявленный спад был менее глубоким, чем в эпицентре коронакризиса в 2020 году и, тем более, он несравним с обвалом индикатора в период финансово-экономического кризиса 2008-09 годов.
Средний уровень загрузки производственных мощностей добывающих производств в июне несколько повысился после рекордного падения в предыдущем месяце и составил 57.5%. В обработке это показатель снизился с 60.1 до 59.3% (в апреле-июне 2020 г. он опускался ниже 59%).
Динамика среднего уровня загрузки производственных мощностейИсточник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат. При этом последняя официальная количественная статистика Росстата за январь-май текущего года свидетельствует о сохранении общего индекса промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в позитивной зоне (102,8%).
Авторы работы приходят к выводу, что
«критическим текущий и ожидаемый спад промышленного производства назвать нельзя».
По их мнению, очевидно, что перед экономическими регуляторами поставлена задача частичной смены сегодняшней экономической парадигмы от преимущественного спроса на сырьевые товары на предложение товаров с высокой добавленной стоимостью и высокой степенью передела, а также с высоким уровнем локализации и конкурентоспособности этих товаров на внутреннем и внешнем рынках. Подобные фундаментальные перестроения, базирующиеся не только на крупных финансовых вложениях, но и в первую очередь на уровне знаний людей, всегда в начале этого процесса показывают отрицательные темпы роста. Главное, по мнению авторов, чтобы это экономическое замедление не носило устойчивый и длительный характер.
«Исходя из возможного консервативного сценария развития внутренней и внешней конъюнктуры и опираясь на краткосрочные прогнозы руководителей крупных и средних промышленных предприятий, выявленные в июньском опросе, можно оценочно предположить, что нас ожидает в ближайшее время некритичный спад объемов промышленного производства. В следующем году, по мере смены логистических поставок с западного на восточное направление и постепенное включение импортозамещения даже в упрощенном виде, возможен на некоторый период нулевой темп роста промышленного производства с выходом на позитивные темпы в конце 2023 года и переход из фазы роста в фазу развития отрасли примерно в середине 2024 года», - прогнозируют авторы.