Авторизация

 

Политика государства в период кризиса и доходы населения

Политика государства в период кризиса и доходы населения
По оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, без принятия антикризисных мер реальные располагаемые доходы населения могли бы составить во втором квартале 2020 года 78,2% от их уровня во втором квартале 2019 года. Уже принятые меры поддержки повысят этот уровень на 2,2 п.п. В целом за год падение реальных доходов может составить от 8 до 12%.

Эксперты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ предлагают в рамках нового антикризисного пакета и плана восстановления экономики, которые сейчас разрабатываются, прежде всего усилить меры поддержки доходов населения, как напрямую, так и через предприятия.
В периоды кризисов политика государства является важным фактором, влияющим на динамику доходов населения. В 2009-2010 гг. негативные последствия для доходов удалось сгладить, повышая пенсии.

После 2014 года масштабных мер,
смягчающих падение реальных располагаемых доходов, не принималось.
По итогам 2019 года они оставались на 7,4% ниже уровня 2013 года.


Прогнозы темпов падения ВВП и доходов населения России в 2020 году

Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ разработал прогнозы темпов роста ВВП и доходов населения России в 2020 году в двух вариантах: базовом и пессимистическом.
В базовом сценарии российский ВВП, в целом, следует за мировым, но показывает, как это было и раньше, худшую динамику: падение в 2020 году составляет 4% с последующим отскоком в 3,1% в 2021 году и постепенным возвратом к темпам менее 2%. Кризис 2020 года сопровождается ростом безработицы до 8% с последующим устойчивым улучшением на рынке труда на фоне восстановления экономической активности. Корпоративный сектор теряет в 2020 году 0,7 млн чел. против 1,5 млн чел. в не корпоративном. Реальные располагаемые доходы населения демонстрируют сильное падение в 2020 году (на 8,2%) с последующим небольшим отскоком в 2021-2022 гг.

Пессимистический сценарий исходит из того, что быстро справиться с эпидемией в мире (и в России, в частности) не удастся, и предусматривает более глубокий спад мировой экономики в 2020 году и более пологую траекторию восстановления. В пессимистическом сценарии рецессия в России прекращается лишь в 2022 году, а суммарное падение ВВП за 2020-2021 гг. составляет 7,1%. Более глубокий и продолжительный, чем в базовом сценарии, спад ВВП вызывает рост безработицы до 9,5% в 2020 году и 9,8% в 2021 году с ее сохранением на высоких уровнях на всем прогнозном периоде по причине слабого восстановительного роста экономики. Реальные располагаемые доходы населения демонстрируют сильное падение не только в 2020 году (на 12,1%), но и в 2021 году, плавно снижаясь и в последующие годы. Как и в базовом сценарии, рост в целом за 2020-2021 г.г. демонстрируют только социальные расходы. По всем остальным компонентам доходов – снижение.

Консенсус-прогноз Института «Центра развития» НИУ ВШЭ от 06-07 апреля 2020 г. показал, что наибольшее снижение реального ВВП будет во втором квартале (-8,1%), постепенно темп снижения ВВП станет не таким большим, и в среднем за 2020 год падение реального ВВП составит 2%. Инфляция за год достигнет 5,3%. МВФ оценил падение реального ВВП в России в 2020 году на уровне 5,5% при ИПЦ, равном 3,1% (оценка опубликована 14 апреля 2020 г.).
McKinsey оценивает падение темпа прироста ВВП в России на уровне 3,8% при условии, что распространение вируса удастся сдержать, и в 10,2%, если не удастся (и падение мирового ВВП составит более 5%).
ING оценивает падение реального ВВП в России в 2020 году в 2,5% (при этом оценка для второго квартала составляет -7,5%). Инфляция в 2020 году составит 3,1% (оценка от 8 апреля 2020 г.).
ВЭБ в апреле 2020 года сделал подробный прогноз по развитию российской экономики в 2020 году: во втором квартале ВВП упадет, по оценкам экспертов, на 18%, в четвертом квартале экономика начнет расти, а в целом за весь 2020 год эксперты оценивают спад ВВП на уровне 3,8%. Эксперты ВЭБ оценивают также темпы роста реальных располагаемых доходов, реальной заработной платы и уровня безработицы.
По их оценкам:
• в первом квартале 2020 года реальная зарплата вырастет на 5,7% (к первому кварталу 2019 г.), реальные располагаемые доходы снизятся на 0,4%, уровень безработицы будет стабильным (4,6%);
• во втором квартале реальная зарплата упадет на 4,6%, реальные располагаемые доходы – на 17,5%, уровень безработицы повысится до 10%;
• в третьем квартале падение реальной зарплаты продолжится, но в меньшей степени(-3%), реальные располагаемые доходы снизятся на 7,4%;
• в четвертом квартале реальные располагаемые доходы снизятся год к году на 0,8%

Что нас ждет во втором квартале 2020 года?

По оценкам ЦМАКП с использованием межотраслевого баланса, прямой мгновенный эффект от «карантина» оценивается почти в 20% ВВП, или почти 18 трлн руб. в ценах 2018 года. Напрямую затронутыми (потенциально невостребованными) оказываются не менее 15 млн работников.
В апреле 2020 года объем энергопотребления, отражающий производственную активность электроемких потребителей, снизился на 2,9%, что означает сокращение среднесуточной производственной активности на 13-17%.

Хотя в России нет практики при потере работы обращаться в массовом порядке за пособием по безработице (как это делают, например, потерявшие работу граждане США, где за полтора месяца 30 млн человек обратились за пособиями по безработице), в условиях локдауна, приведшего к заметному снижению возможности поиска работы, и повышения размера пособий по безработице (а также дополнительной выплаты на ребенка) на 28 апреля 2020 г., по словам министра социального развития, в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них встали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Рост безработицы до 5-6 млн человек в России - это возможный вариант развития событий, по мнению А. Котякова. Следовательно, в мае численность безработных и незанятых может еще возрасти.

Опросы показывают, что в коммерческом секторе ряд компаний планирует сокращение зарплат и персонала из-за карантина, сокращения числа заказов, срыва поставок, нехватки курьеров и т.д.:
- по данным Центра стратегических разработок (ЦСР), 29% компаний декларируют, что все-таки вынуждены переводить сотрудников в неоплачиваемый отпуск, треть компаний ожидает снижения числа сотрудников и уровня заработных плат в среднем на 20%;
- по данным рекрутинговой компании Antal Russia, в феврале прекратили набор сотрудников 12% работодателей, а в марте – уже 40%. Доля тех, кто планировал замещение освободившихся вакансий, за месяц сократилась с 47 до 21%. Сокращения планируют 10% респондентов, а 30% работодателей ищут способы избежать сокращений. 75% компаний уже снизили расходы на персонал из-за коронавируса. 26% респондентов сообщили, что ищут способы, как избежать снижения зарплат и отмены премий.

Результаты исследования «Ромир» и Gallup International показывают, что без работы остались 12% россиян, еще 30% работают неполный рабочий день, а 32% временно перестали работать. О потере серьезной части дохода по этим причинам сообщили 39% опрошенных.
Данные репрезентативного опроса взрослого населения России «Левада-центра» показывают, что заработные платы во втором квартале снизятся: 15% работников уже к концу апреля вынуждены были уйти в отпуск без сохранения/с частичным сохранением заработной платы. Около 1% взрослых отметили, что их сократили/уволили в связи с объявленными «нерабочими неделями». Около 4% сохранили работу, но им сократили рабочий день/неделю/график (можно предположить, что с соответствующим сокращением заработной платы).

Результаты всероссийского репрезентативного телефонного опроса «ИнФОМа» по заказу Центробанка, проведенного 16-24 апреля 2020 г., показывают, что 42% респондентов отметили ухудшение своего материального положения. Основная причина такого ухудшения – уменьшение доходов на фоне роста расходов и/или потери работы кем-то из членов семьи. Пять процентов опрошенных потеряли работу в последние два месяца. Доля россиян, которые утверждают, что в их окружении многие (5 человек и более) потеряли работу, достигает 13%.
По данным Росстата, среднедушевые денежные доходы населения России в первом квартале 2020 года составили 31 346 руб. в месяц, следовательно, за квартал суммарные доходы населения достигли 13 668 млрд руб.

Оценка доходов населения за второй квартал основана на двух предпосылках, одна из которых связана с динамикой зарплаты и других доходов, а другая – с динамикой пенсий.
Относительно заработной платы эксперты ВШЭ предполагают, что среднемесячная заработная плата и некоторые другие доходы (например, доходы от предпринимательской деятельности) без учета эффектов, связанных с эпидемией коронавируса, осталась бы во втором квартале 2020 года на уровне февраля 2020 года (уже в марте деловая активность начала снижаться, упал оборот предприятий, торгующих с Китаем, зарплаты и другие доходы в туристическом секторе, индустрии развлечений).
Размер средней начисленной пенсии немного увеличится во втором квартале 2020 года, так как 1 апреля на 6,1% были проиндексированы пенсии 3,8 млн пенсионеров по государственному пенсионному обеспечению (в том числе, 3,2 млн получателей социальных пенсий и 600 тыс. получателей пенсий таких категорий граждан, как участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, и члены их семей; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, и члены их семей; работники летно-испытательного состава и др.). По оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, средний размер пенсии на одного пенсионера увеличится во втором квартале 2020 года на 0,4%. Общий объем доходов населения вырастет благодаря данной индексации примерно на 8,5 млрд руб.

Если бы не было эпидемии и связанных с ней карантинных мер, доходы во втором квартале 2020 года могли бы составить 31 265 руб. на человека в месяц, или, суммарно, 13 765 млрд руб. за квартал. Это немного больше, чем в первом квартале, но на 9,2% меньше, чем во втором квартале 2019 года, так как год назад во втором квартале наблюдался заметный рост заработных плат.

Среди государственных мер поддержки заработных плат и, соответственно, доходов населения можно отметить такие, как:
- выплаты медикам, пока анонсированные в размере 11,8 и 45,7 млрд руб. Так как пока предполагается, что основное бремя эпидемии ляжет на второй квартал, то и выплаты, видимо, будут произведены в основном во втором квартале 2020 года;
- кредиты малому бизнесу, микробизнесу и ИП на заработные платы из пострадавших отраслей (на 6 месяцев из расчета 12 130 руб. на работника в месяц). Финансирование кредитов на зарплату может достигнуть во втором квартале 75 млрд руб. (половина от 150 млрд на 6 месяцев, которая может быть использована во втором квартале);
- гранты МСП из пострадавших отраслей на заработные платы (на 2 месяца из расчета 12 130 руб. на работника в месяц). На их финансирование выделяется 80 млрд руб.;
- пособие по безработице в размере 12 130 руб. в месяц в течение 3 месяцев, с доплатой 3 тыс. руб. на ребенка в месяц. Размер финансирования меры пока непонятен: министр социального развития в разных интервью дает разную информацию – выплаты для 300 тыс. безработных, на выплаты выделено 30 млрд руб. Также пока не ясно, из какого источника будут финансироваться средства на детей безработных;
- выплаты семьям, имеющим право на материнский капитал, дополнительно по 5 тыс.руб. ежемесячно в течение 3 месяцев на каждого ребенка в возрасте до трех лет включительно. На эти цели зарезервировано, вероятно, 66 млрд руб.
В июне начнут выплачивать пособие на ребенка в возрасте 3-7 лет в размере 50% от регионального прожиточного минимума ребенка семьям, чьи доходы не превышают один прожиточный минимум на человека. Если учесть, что на год выделено около 140 млрд руб., то во втором квартале будет выплачено 20 млрд руб. [/justify]
Общая сумма финансирования
по перечисленным мерам
во втором квартале 2020 года составляет 336 млрд руб.

Средств, которые зарезервированы под эти меры, хватит во втором квартале 2020 года на то, чтобы выплатить:
- зарплату в размере МРОТ 5,36 млн работников (гранты и кредиты) в течение 2-3месяцев;
- пособия по безработице на 832 тыс. безработных и их детей (если доплаты детямбезработных финансируются не из средств, выделенных на пособия по безработице);
- зарплату 380 тыс. медикам;
- пособия на 4,4 млн детей в возрасте до 3 лет.


При оценке доходов населения во втором квартале возникают следующие вопросы:
- у какого числа работников сократится заработная плата и/или доходы от трудовой деятельности и насколько;
- сколько человек будут безработными, в каком размере и на какой срок им будет начислено пособие (если они за ним обратятся и оно будет начислено);
- до какого количества работников действительно дойдут кредитные и грантовые деньги на зарплату (как показывают опросы предпринимателей, около половины из них не готовы брать такие кредиты, так как не уверены, что смогут их отдать).


Основываясь на результатах опросов, проведенных «Левада-центром», «Ромир», Gallup International, ЦСР и другими, о которых мы писали ранее, можно допустить, что 25% работников потеряют зарплату или будут получать ее в неполном размере. Предположим также, что половина не будет получать зарплату совсем, а вторая половина будет получать 50% от прежнего заработка.
В этом случае без мер поддержки доходы населения Российской Федерации составили бы во втором квартале 11 852 млрд руб., или 78,2% от их уровня во втором квартале 2019 года. Меры поддержки повысят этот уровень на 2,2 п.п.

Готовящийся третий антикризисный пакет может оказать положительное влияние на ситуацию в сфере доходов населения и деятельности бизнеса.
Отметим, что среди дополнительных мер поддержки доходов населения – как напрямую, так и через предприятия – целесообразным представляется включение в этот пакет мер:
В сфере поддержки доходов и платежеспособности граждан:
- предоставление выплат пособий категориям лиц, не подпадающим под условия получения пособий по безработице: самозанятые, владельцы ИП;
- рассмотрение возможности повышения предельного размера выплат по пособиям по безработице;
- предоставление для физических лиц дополнительного повышения лимитов по реструктуризации ипотечных и потребительских кредитов. Без таких решений у коммерческих банков недостаточно стимулов для реструктуризации таких кредитов.


Для усиления мотивационных стимулов для МСП, ИП, арендодателей для сохранения и возобновления бизнеса и поддержки занятости в этом секторе:
- списание образовавшейся в период предоставления отсрочек задолженности по налоговым платежам, кредитам и арендной плате для МСП и ИП, что, по сути, превратит эти отсрочки в каникулы. Списание задолженности позволит затормозить процесс разрушения предприятий и дальнейшую потерю занятости и облегчит возобновление деятельности предприятий и текущих налоговых платежей. Аналогичные механизмы списания долгов должны применяться по отношению к самозанятым;
- обнуление на период кризиса ставки налога на имущество как для МСП, так и для арендодателей, предоставляющих помещения для МСП и ИП по отраслям, затронутым кризисом;
- предоставление субсидий в пределах определенной части от налоговых выплат МСП и ИП за прошлый год;
- упрощение правил предоставления субсидий и кредитов и реструктурирования кредитов МСП и ИП (снятие барьера доступа к системе в виде отсутствия или низкого размера задолженности по выплатам);
- предоставление кредитов на возобновление деятельности с использованием механизмов бюджетных гарантий.


В условиях длительного сохранения ограничений для сферы услуг и других пострадавших отраслей на стадии выхода из режима изоляции стоит концентрировать ресурсы на поддержке наиболее уязвимых форм предпринимательства (МСП, ИП, самозанятые), сохраняя также повышенные пособия по безработице.

Акиндинова Наталья, директор
Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.