С приставкой «супер»: Сочи-2014 и мундиаль-2018
Главное событие уходящего года – проведение в Сочи XXII зимних Олимпийских игр. Энергетики внесли немалый вклад в дело подготовки к этому планетарного масштаба событию.
По данным Минэнерго, в 2007 году, когда было принято решение, что Олимпиада пройдет именно в Сочи, в регионе был дефицит генерирующих мощностей – 140 МВт при потреблении в 200–250 МВт. В рамках подготовки к Играм были введены в эксплуатацию 49 объектов энергетики: две новые электростанции (Адлерская ТЭС мощностью 351 МВт и Джубгинская ТЭС мощностью 180 МВт); проведено расширение двух действующих станций (Сочинская ТЭС (158 МВт) и ТЭС Туапсинского НПЗ (132,7 МВт); установлены мобильные ГТЭС мощностью 202,5 МВт.
Электросети также разрослись и разветвились: построены и реконструированы 22 кабельные и воздушные линии, проложено 211 км линий напряжением 220 кВ, 244 км линий напряжением 110 кВ. Было построено 20 подстанций; проведена реконструкция распределительной городской электрической сети – протяженность замененных линий низкого напряжения составила более 900 км. Более чем в два раза увеличена суммарная трансформаторная мощность подстанций Сочи – с 1637,78 МВА до 3511,05 МВА. Суммарные инвестиции в электроэнергетику региона составили 122,3 млрд рублей.
«По мнению руководства Российской Федерации, экспертов Международного олимпийского комитета, Олимпийские и Паралимпийские игры прошли на достойном уровне, а подготовка к ним заслуживает самой высокой оценки. Безаварийное энергоснабжение олимпийских объектов наиболее показательно отражает слаженную и успешную работу всех, кто принимал активное участие в подготовке к Олимпиаде», – нахваливал энергетиков Александр Новак на итоговом штабе по завершении Игр. Остается открытым вопрос, как будут – и будут ли – теперь задействованы построенные мощности.
Не успев закончить стройки олимпийские, энергетики приступили к стройкам следующего мегасобытия – чемпионата мира по футболу 2018 года. На днях был определен перечень энергообъектов, финансирование строительства и реконструкции которых будет вестись из средств федерального бюджета. Останутся ли эти планы неизменными в текущей финансово-экономической ситуации, большой вопрос.
Санкции как стимул импортозамещения
Одним из самых неприятных событий в 2014 году стало введение Евросоюзом санкций против ряда российских компаний. Меры воздействия на неугодную Западу политику России напрямую коснулись нефтегазового сектора.
Еще весной оптимистичные российские чиновники заявляли, что введение санкций не отразится на деятельности компаний энергетического сектора. Однако уже к осени они пересмотрели свою точку зрения – и с подачи президента начали обсуждать меры поддержки и занялись импортозамещением как главной промышленной политикой и новой экономической стратегией страны.
Российский ТЭК столкнулся с угрозой отказа оборудования и отсутствия необходимых технологий. Санкции ограничили экспорт оборудования для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и разработки шельфовых месторождений. Александр Новак заявлял, что министерство определило приоритетные и критические виды технологического оборудования, технических устройств, комплектующих, а также услуг и программного обеспечения, нуждающиеся в импортозамещении. В их числе многостадийный гидроразрыв пласта, горизонтальное бурение, специальные программные средства, разработка шельфовых месторождений, разработка трудноизвлекаемых запасов, строительство и реконструкция скважин. Также министр считал необходимым предоставить налоговые льготы для компаний, инвестирующих в импортозамещение и локализацию производств на территории России, и освободить от таможенных пошлин оборудование, аналогов которого не производится на территории Таможенного союза.
В скорректированной энергостратегии нашли отражение меры поддержки отечественного ТЭК – развитие отечественного энергетического оборудования и технологий, а также поиск новых направлений экспорта энергоресурсов. Было создано совместное предприятие российских производителей нефтегазового оборудования – «Национальная инжиниринговая нефтесервисная компания». Насколько эффективными будут предпринимаемые шаги, покажет время.
«Крымэнерго», МРСК Крыма, МЭС Крыма?
После присоединения территории Крыма к Российской Федерации Украина пригрозила отключить полуостров от своей энергосистемы. И стало очевидно, что обеспечивать новых соседей придется в том числе и электроэнергией. На повестке по большому счету стоит вопрос модернизации всей энергосистемы полуострова, две трети генерирующих мощностей которой были введены в эксплуатацию до 1963 года и нуждаются в обновлении.
В качестве экстренной меры в Крым были доставлены около 1,5 тыс. дизель-генераторных установок, а также 13 газотурбинных электростанций суммарной мощностью около 310 МВт. Эти мощности позволяют снизить риски веерных отключений во время пиковых суточных нагрузок, а также пережить наступившую зиму без существенных перебоев. В настоящее время создана федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и разработана схема энергообеспечения республики, согласно которой будет построено 880 МВт собственной генерации. Также предлагается организовать перетоки мощности с Таманского полуострова, что поможет на данном этапе, до 2016 года, обеспечить 300–400 МВт (стоимость проекта – почти 14 млрд рублей). Потребление на полуострове, по разным оценкам, составляет примерно 1100–1200 МВт. Общие инвестиции в развитие энергетики оцениваются на уровне 130 млрд рублей.
Крымские власти готовы достроить замороженный шесть лет назад магистральный газопровод Ялта – Форос – Севастополь. Также глава региона Сергей Аксенов поручил полностью завершить газификацию всех населенных пунктов республики в течение двух лет.
Направление: Восток
Западные санкции против России придали импульс партнерского развития экономическим отношениям с Китаем. Стратегическим в этом направлении стало подписание в мае контракта на поставку российского трубопроводного газа по «восточному» маршруту. «Газпром» в течение 30 лет будет продавать Китайской национальной нефтегазовой корпорации 38 млрд кубометров голубого топлива в год, а если понадобится, то и больше. Контракт включает в себя такие параметры, как формула цены с привязкой к нефтяной корзине и условие «бери или плати», сообщал российский газовый монополист.
«Мы открыли для российского газа принципиально новый рынок сбыта с огромным потенциалом. Организация поставок российского трубопроводного газа в Китай – крупнейший инвестиционный проект мирового масштаба. Только на российской территории объем инвестиций в создание объектов добычи и транспортировки газа составит 55 млрд долларов. На востоке России будет создана масштабная газовая инфраструктура, что станет локомотивом развития экономики региона. Мощный стимул к развитию получат целые отрасли российской экономики: металлургия, трубная промышленность, машиностроение», – сказал глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Поставки будут осуществляться по газопроводу «Сила Сибири» с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений. Строительство газопровода началось 1 сентября уходящего года. Обустройство Чаяндинского месторождения начнется уже в следующем году, начало добычи газа запланировано на конец 2018 года. К этому времени будет введен в эксплуатацию первоочередной участок ГТС «Сила Сибири» от Чаянды до Благовещенска и первоочередных газоперерабатывающих мощностей. Для переработки газа в Амурской области также будут построены заводы по производству гелия и газохимии, новые дороги и объекты энергетической инфраструктуры. Это позволит в 2019 году начать прямые поставки газа в Китай.
В ноябре «Газпром» заключил с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией еще одно соглашение – о поставках газа из России в Китай по западному маршруту (газопровод «Алтай»). Топливо будет поставляться с месторождений Западной Сибири. Также ведутся переговоры о строительстве третьего газопровода – от месторождений Дальнего Востока.
«Газпром» был далеко не единственной компанией, обратившей свои взоры на Восток. «Россети» и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны изучат вопросы строительства Евро-Азиатского энергомоста и организации поставки электроэнергии из России в Китай. В частности, обсуждается вопрос строительства линий электропередачи ультравысокого напряжения переменного и постоянного тока, а также подземной подстанции сверхвысокого напряжения на территории РФ. Кроме того, стороны будут совместно развивать smart grid, строить и модернизировать энергообъекты, развивать сотрудничество в сфере технологий для электрозарядных станций. Партнеры создадут инфраструктуру для энергоснабжения горнорудных месторождений в Забайкальском крае (срок реализации – 2017–2020 годы) и реконструируют электросети в Чите, что позволит сократить энергопотери с 20 до 4% и снизить аварийность на 36% (2015–2020 годы).
Российское энергетическое агентство и Государственная электросетевая компания Китая подписали договор о проведении исследований по обоснованию строительства крупных ветропарков. Выработанная энергия по линиям электропередачи ультравысокого напряжения будет транспортироваться в Китай. Также стороны изучат возможности интеграции ВЭС в энергосистему России.
Группа «РусГидро» подписала соглашение с корпорацией «Три ущелья» о совместном строительстве четырех ГЭС на территории России, а также договорилась о стратегическом сотрудничестве с китайской PowerChina в сфере малой гидроэнергетики.
РАО «Энергетические системы Востока» подписало соглашение о сотрудничестве с Dongfang Electric International Corporation в сферах строительства, ремонта, ТПиР, ВИЭ.
На прошедшем в октябре Первом российско-китайском форуме по инвестициям в сфере энергетики замминистра энергетики Анатолий Яновский заявил, что в скорректированной Энергостратегии «восточный вектор государственной энергетической политики России будет усилен». «Мы активно взаимодействуем с нашими китайскими партнерами в рамках иных, не ограничивающихся только поставками энергоносителей, проектов. Речь идет о кооперации в области производства СПГ, нефтепереработки и нефтехимии, разработки угольных месторождений, электроэнергетики. Китайские машиностроительные компании уже играют заметную роль в поставках энергетического оборудования, и, полагаю, сотрудничество будет развиваться по нарастающей», – заявил Анатолий Яновский.
Развитие энергетики Дальнего Востока
В уходящем году немало было сделано для освоения Дальнего Востока. Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений о государственной поддержке приоритетных инвестпроектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Сейчас шлифуется проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка сообщал, что «привлечение инвестиций и обустройство ТОР на Дальнем Востоке начнется с 15 января 2015 года, в 14 ТОР будет создано 37 тыс. высокопроизводительных рабочих мест» (цитата по ТАСС). Вице-премьер РФ Юрий Трутнев сообщал, что проекты, реализованные на площадках ТОР, смогут рассчитывать на субсидии на оплату электроэнергии за счет налоговых поступлений будущих периодов.
Энергокомпании вкладывают миллиарды в развитие мощностей на востоке страны. Так, общий объем финансирования проектов строительства новых мощностей из бюджетных средств, полученных «РусГидро» для развития энергетики Дальнего Востока, в 2014 году составит 13,4 млрд рублей. Приоритетные проекты группы компаний – четыре тепловых электростанции: первая очередь Сахалинской ГРЭС-2, первая очередь Якутской ГРЭС-2, ТЭЦ в Советской Гавани и вторая очередь Благовещенской ТЭЦ. Их общая электрическая мощность должна составить 543 МВт, а тепловая – 872 Гкал/ч. К 2025 году «РусГидро» и «РАО ЭС Востока» предполагают ввести в работу более 4 ГВт новых мощностей.
«РАО ЭС Востока разработала программу перспективного развития энергетики Дальнего Востока до 2025 года. Согласно документу, до 2025 года должно быть введено 4,4 ГВт новых мощностей. Объем необходимых средств оценивается в 500–600 млрд рублей. Компания планирует развивать не только традиционную, но и альтернативную энергетику в регионе (170 объектов ВИЭ суммарной мощностью 120 МВт).
Федеральная сетевая компания намерена в 2014–2019 годах вложить в развитие Дальнего Востока около 75 млрд рублей. Наиболее значимыми проектами ФСК ЕЭС на Дальнем Востоке станут электроснабжение Эльгинского угольного месторождения, нефтепровода ВСТО, объектов Восточной нефтехимической компании, космодрома «Восточный», порта «Козьмино» и присоединение к Единой национальной сети изолированных районов Якутии. На модернизацию Байкало-Амурской магистрали и Транссиба ФСК инвестирует 141 млрд рублей.
«Роснефть» и «Газпром» обсуждают возможность сотрудничества с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией в сфере СПГ на Дальнем Востоке. Строительство завода «Владивосток СПГ» ведется по графику, завершить проект планируется в 2019 году.
В энергетику Дальневосточного федерального округа активно привлекаются зарубежные партнеры. Группа «РусГидро» подписала соглашение с корпорацией «Три ущелья» о совместной реализации проектов в области гидроэнергетики на территории Российской Федерации. Документ предполагает строительство и эксплуатацию в Амурской области и Хабаровском крае четырех ГЭС совокупной установленной мощностью до 2000 МВт. Речь идет о Нижне-Зейской (400 МВт), Селемжинской (300 МВт), Гилюйской (462 МВт) и Нижне-Ниманской (600 МВт) станциях. Ориентировочная стоимость проектов, включенных в соглашение, может составить до 230 млрд рублей.
РАО «Энергетические системы Востока» подписало соглашение о сотрудничестве с Dongfang Electric International Corporation. Компании предполагают реализовать проект строительства ГТУ на Владивостокской ТЭЦ-2 (установленная электрическая мощность – 93 МВт, тепловая – 80 Гкал/ч), проекты по ремонту, техническому перевооружению и реконструкции существующих объектов генерации и сетевого комплекса, а также проекты использования возобновляемых источников энергии в области солнечной энергетики на территории Республики Саха (Якутия).
Рассматриваются варианты переезда офисов некоторых компаний и структур на Дальний Восток.
Секвестр как оптимизация
В 2013 году было принято решение о заморозке тарифов госмонополий. Это привело к сокращению инвестпрограмм. Поэтому немалая часть 2014 года прошла для крупных компаний энергетического (и не только) сектора под знаком пересмотра планов и изыскания новых источников финансирования.
В результате долгих согласований инвестпрограмма ФСК ЕЭС на 2014 год сократилась на 25%, до 115,9 млрд рублей (согласно долгосрочной программе развития компании на период 2015–2019 годов с прогнозом до 2030 года, приоритетами ФСК станут снижение к 2017 году удельных операционных расходов на 25%, инвестиционных расходов – на 30% по отношению к 2012 году). Объем вводов ЛЭП уменьшился на 25%, до 3,3 тыс. км, по подстанциям – на 43,5%, до 8,48 тыс. МВА. «Россети» утвердили сокращение инвестпрограммы на 2014–2018 годы в целом на 10% – с 1,1 до 1 трлн рублей. В «РусГидро» весной на уровне правления принималось решение сократить инвестпрограмму на 2014 год на 10%. Игорь Сечин заявлял, что «Роснефть» для себя ориентируется на 15-процентное снижение затрат, хотя и не является госмонополией» (цитата по ТАСС).
Компании предпринимали ряд шагов по стабилизации своих финансовых обстоятельств. Так, «Россети» объявили о создании единого для всей группы компаний казначейства. По мнению сетевого гиганта, это позволит более эффективно осуществлять операционную деятельность, значительно сократить издержки и повысить прозрачность платежей. «Создание единого казначейства – это логичный этап эволюции любого холдинга, позволяющий снизить расходы на основные банковские продукты, программное обеспечение, операционные затраты за счет отказа от дублирующихся функций. Необходимо также учитывать, что количество платежных операций неравномерно распределено в течение месяца, при этом ресурсы формируются исходя из их пикового числа. Создание единого казначейства позволит более эффективно распределять их в рамках группы компаний», – отмечал заместитель генерального директора ОАО «Россети» по финансам Егор Прохоров. Также, по его словам, управление ликвидностью дочерних компаний позволит добиваться лучших условий от банков по активным операциям.
Федеральная сетевая компания решила получить часть выпадающих доходов за счет платы за техприсоединение энергоблоков генерирующих компаний. Это стало возможным благодаря принятию изменений в ФЗ № 308, согласно которым генераторы обязаны оплачивать при техприсоединении не только расходы на строительство ЛЭП от существующих объектов до присоединяемых, но и инвестсоставляющую техприсоединения. В 2014–2017 годах из этого источника ФСК предполагала получить около 77 млрд рублей доходов, что составляет 12% потребности в финансировании инвестпрограммы. Позже строка о взимании средств с генераторов появилась и в предложениях по компенсации финансовых потерь от «Россетей».
«Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и другие заявили о своем желании получить компенсации из средств Фонда национального благосостояния.
Правительство со своей стороны намерено определить новые правила утверждения инвестиционных программ различных компаний. Так, «Россети» и ФСК ЕЭС будут одобряться на заседаниях правительства, программы «Газпрома», «Транснефти», «Роснефтегаза» и «Роснефти» будут рассматриваться на заседании правительственной комиссии. В перспективе чиновники хотят также обязать компании отчитываться о расходах на НИОКР и закупках инновационной продукции.
Остались без соцнормы
Идея введения социальных норм потребления коммунальных услуг сведена на нет. В конце апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, отменяющее это нововведение в сферах отопления, водо- и газоснабжения. Соцнорма потребления электроэнергии была отдана на откуп регионам, которые один за другим выступают с заявлениями, что вообще не будут вводить у себя нормативы потребления электричества. И это при том, что эксперимент, проведенный в шести регионах России, был признан успешным.
Меж тем отмена соцнорм не означает, что тарифы не будут расти. Так, по итогам рассмотрения прогноза социально-экономического развития РФ, индексация тарифов для населения в 2015–2017 годах будет производиться по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года плюс 1% (ранее предполагалось, что размер индексации будет равен показателю инфляции, еще ранее – инфляция минус 30%). Минэнерго в какой-то момент и вовсе предлагало увеличивать тарифы для населения с 2015 года по схеме «инфляция + 6,8%». Таким образом, индексация цен на электричество и тепловую энергию с 1 июля 2015 года составит 8,5%, увеличение тарифов на газ для промышленных потребителей и для населения составит 7,5%. Индексация тарифов сетевых организаций будет производиться по инфляции предыдущего года: в 2015 году показатель составит 7,5%.
Очевидно, что принимать непопулярные решения в непростое время власти, скорее всего, не будут. Или же сделают это максимально тихо и незаметно. Нельзя исключать также, что в условиях экономического кризиса и исчерпания привычных источников дохода бюджета у правителей возникнет соблазн получить дополнительные средства из карманов граждан. И вслед за глобальными решениями по удержанию накопительной части пенсий и введению налога на недвижимость могут вновь возникнуть не менее затратные для простых граждан идеи по получению дополнительных доходов в бюджет через сферу ЖКХ.