Авторизация
 

«Тюменьэнерго»: шаг за шагом все меняется к лучшему

«Тюменьэнерго»: шаг за шагом все меняется к лучшему


На Петербургском международном экономическом форуме Павел Михеев, генеральный директор ОАО «Тюменьэнерго», дал эксклюзивное интервью журналу «Энергополис».

Энергополис: Павел Александрович, одной из основных тем года, конечно же, является «нулевой тариф» или недавно появившийся термин «тарифная зима». Как это отразилось на инвестпрограмме компании? Не скорректировали в сторону уменьшения?

Павел Михеев: Давайте будем аккуратны в терминах: ни о каком «нулевом тарифе» речь, конечно же, не идет. Можно говорить о нулевом приросте тарифа, да и то с некоторой долей условности, потому что есть, к примеру, подвижки по уровням напряжений внутри конечного тарифа и т.п.
Но даже при нулевом приросте тарифа все равно есть железный объем поступлений для обеспечения деятельности сетевой компании. Амортизационные отчисления «Тюмень­энерго» составляют порядка 7 млрд рублей, и этими средствами сегодня в основном обеспечивается исполнение инвестиционной программы и программы реновации.

ЭП: Вы назвали программу реновации, как мне показалось, отделив ее от инвестпрограммы и ремонтной кампании.


ПМ: Реновация – это реконструкция и восстановление стоимости. Наша ремонтная программа имеет объем порядка 2 млрд рублей. В большей степени отсутствие индексации тарифов может отражаться на социальных программах, на том, что уровень зарплат не поднимается. Сокращаются или даже полностью прекращены различные допвыплаты, отложено новое строительство. Поэтому для нас новые условия регулирования, безусловно, повод подтянуть пояса, но без ущерба для основной деятельности, в спокойном режиме.

ЭП: Кстати, о подтягивании поясов. Оптимизация издержек, сокращение управленческих расходов в компании – один из ресурсов и резерв для роста в период тарифных заморозков. Как с этим обстоят дела у вас?

ПМ: Названные вами меры являются частью корпоративной политики «Россетей» и программируются на стадии расчета тарифной модели и формирования бизнес-плана. Правительство обязывает нас в течение трех лет снизить управленческие затраты на 15%, а «Россети», как наш основной акционер, нам эту планку транслируют: посмотрите у себя, в чем можно поджаться, оптимизироваться, без чего можно более-менее безболезненно обойтись. Такой подход представляется правильным, позволяя в спокойном режиме планировать снижение издержек на год-два-три.

ЭП: Возвращаясь к инвестиционной деятельности компании, не могу не спросить о важных объектах текущего года.

ПМ: Наша компания является объектом регулирования Минэнерго, и на сегодняшний день процедура утверждения инвестпрограммы ОАО «Тюмень­энерго» на 2014 год в этом ведомстве не завершена. Но это не означает, что мы сидим сложа руки: заканчиваем объекты, начатые в прошлом и позапрошлом годах, выполняем взятые на себя обязательства по техприсоединению, приступаем к проектированию объектов, которые, как мы уверены, необходимо будет построить в 2015–2016 годах. А из важных объектов ближайшего периода можно назвать высоковольтную линию 220 кВ Надым–Салехард и подстанцию 220 кВ «Салехард». Для нас это важные объекты, которые мы планируем ввести в работу в зимний период 2014/2015 года.

ЭП: Вы упомянули зимний период. Зима у вас там такая длинная и лютая. Как прошли ОЗП?


ПМ: Осенне-зимний период охватывает промежуток с середины октября до конца марта, практически полгода, ну а все остальное время так или иначе это подготовка к следующей зиме. Но нам жаловаться грех, в этом году каких-то особых аномалий в погоде не было. Правда, было новое для нас специфическое погодное явление – снежный куржак. Недостаточно промерзшие, теплые внутри болота испаряют влагу, и на проводах ВЛ образуется так называемый куржак, в результате чего увеличивается количество автоматических отключений линий. Это явление не учитывалось при проектировании нашей энергосистемы в 70–80-е годы, его просто не было тогда в нашей температурно-климатической зоне. Тем не менее мы прошли ОЗП ровно, без ущерба для потребителей.

ЭП: Не секрет, что любая энергетическая компания для своего региона является, с одной стороны, донором для бюджета, а с другой – она всегда стратегически важна, когда речь заходит о безопасности или надежности энергоснабжения. При всем перечисленном зачастую в регионах именно энергетики оказываются крайними, когда вспоминают о платежах. Точнее, о неплатежах.

ПМ: Возможно, нам исторически повезло, что в свое время разделение сбытовой и сетевой деятельности произошло так, как произошло. Изменение организационно-юридических форм, процедур и регламентов взаимодействия не породило каких-то значимых проблем. Огромный плюс, конечно, это наши потребители: они у нас очень достойные. Это нефтяной и газовый комплекс, который поддерживает очень высокую платежную дисциплину. Они очень ответственные и понимают, что на электроэнергии не сэкономишь при их объемах и ответственности производства. Если вдруг такое случается, что сбыту не заплатили, мы очень четко совместно включаем все юридические, а если потребуется, то и технологические меры воздействия на неплательщика, это дает эффект.

ЭП: Хорошо, что этой проблемы у «Тюменьэнерго» нет, но что вы можете назвать таковыми в своей работе?

ПМ: С точки зрения менеджмента, нам не всегда хватает качественной информации о перспективах развития наших заказчиков, потребителей региона. Призванные восполнить этот пробел региональные программы или планы формируются уже второй или третий год, но пока не вышли на тот формат, когда они были бы всеобъемлющим документом, по которому нам можно надежно планировать свое развитие. Регионы информируют нас о своих планах и прогнозах, мы на этой основе формируем инвестпрограмму, утверждаем ее в Минэнерго на три года. А у регионов иногда планы меняются: пришел новый инвестор, надо его срочно подключить, еще какие-то изменения жизнь вносит. Это нормально, мы понимаем и всегда с готовностью включаемся в эту работу. Но вот такая недостаточная синхронизация развития территорий и потребителей с нашими программами развития иногда имеет место и вносит элемент непредсказуемости.

Все эти сложности, в конечном счете, окупаются многократно положительным эффектом от появления нового потребителя, развития сетей и прироста трафика.

ЭП: 53% руководителей отраслевых компаний называли одной из своих основных проблем кадровую. Я знаю о том, что у вас есть некие программы по взаимодействию с региональными вузами.


ПМ: Есть, конечно. Эффект пока не тот, какого нам бы хотелось, но он неизбежно проявится через какое-то время. Мы относительно недавно начали системно работать с вузами, и сегодня они под нас готовят специалистов. Это совместная работа, которую курируют и руководители направлений и служб «Тюменьэнерго». Налаживается работа в плане переподготовки, повышения квалификации. Внутренняя система подготовки у нас функционирует очень эффективно, свидетельство тому – регулярные победы наших команд на международных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. А вот что касается проблемы новых кадров, она особенно актуальна по персоналу низшего технологического звена. Не идет молодежь работать. Не стало техникумов, не идут сейчас получать среднее техническое образование, всем нужно сразу высшее.

ЭП: Здесь не только и не столько вопрос образования, наверное. Есть конкурентные предложения на рынке труда, есть социальные программы и программы мотивации компаний. Что «Тюменьэнерго» делает в плане социальных программ или мотивации?

ПМ: Коллективный договор есть, и он предусматривает достаточно высокий уровень социальной поддержки наших работников. Как и положено в северных организациях: льготные проезды, коэффициенты, отпуска дополнительные – это все выполняется. Ничего нового мы, кажется, не придумали. Хотя есть у нас программа ипотечной поддержки работников.

ЭП: Компенсация процентов по ипотеке?

ПМ: Даже не так. «Тюменьэнерго» выступает гарантом по ипотечной программе. Человек сам заключает договор, но, так как не все это могут потянуть, мы заключаем договор с работником на срок ипотеки и помогаем. Авансовым платежом мы, естественно, снижаем процентную ставку. На тарифы это не ложится. Главным фактором является гарантия компании, что если что-то случится, мы это компенсируем. Второй год у нас эта программа идет и распространяется только на рабочие специальности.

ЭП: «Тюменьэнерго» по многим показателям считается одной из лучших сетевых компаний России.

ПМ: Мы стараемся, безусловно, хотя надо отдать должное региональным и технологическим особенностям нашего функционирования, более благоприятным, чем у многих коллег. Как бы там ни было, всех запланированных потребителей подключили. Рост потребления 1,5% в год примерно есть. Развитие есть. Старение оборудования контролируем, пытаемся снизить износ хотя бы до 50%

(в среднем по России 70%). Потери самые минимальные, чуть выше 2,5%. Количество несчастных случаев снижается. И все идет своим чередом, все шаг за шагом понемногу меняется к лучшему. У нас лучшие показатели по России по объемам недоотпуска и времени ликвидации аварий. Мы всегда стараемся показать нашему потребителю и региональным властям, что мы развиваемся и честно отрабатываем те деньги, которые нам платят.

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.