Игорь Котов,
директор «ЗиО-Подольск», в интервью «Энергополису» рассказал о проводимой масштабной модернизации и создании на базе одного из старейших российских заводов современного производства.Энергополис: Этот год для «ЗиО-Подольск» юбилейный. 95 лет – солидный возраст для предприятия.Игорь Котов: Действительно, у завода долгая и заслуженная история. Днем рождения предприятия мы считаем тот день в 1919 году, когда В. И. Ленин подписал постановление Совета Обороны СССР о создании в Подольске паровозоремонтного завода. Этот документ хранится в нашем заводском музее.
За годы работы завод производил разную продукцию. Поначалу ремонтировали паровозы, в 1930-е одними из первых в СССР освоили производство крекинг-аппаратов для нефтехимической промышленности. Во время войны в наших цехах ковали броню для штурмовиков Ил-20 и ремонтировали легендарные Т-34. Всего за месяц изготовили бронепоезд «Подольский рабочий», который прошел с боями от Москвы до Берлина.
В послевоенные годы перед страной встала задача развития энергетического комплекса – строительство мощных тепловых электростанций, и завод освоил выпуск угольных котлов для ТЭС. Здесь, на нашем заводе, был изготовлен котлоагрегат мощностью 800 МВт для Березовской ГРЭС – это уникальное оборудование, аналогов ему в нашей стране нет. С началом становления атомной энергетики в СССР завод изготовил оборудование для первой в мире АЭС в городе Обнинске. На сегодняшний момент и в России, и на постсоветском пространстве нет ни одной атомной станции, где не стояло бы оборудования «ЗиО». Так что можно сказать, что 100% АЭС и около 40% тепловых электростанций работает на оборудовании с маркой «ЗиО-Подольск».
ЭП: Как завод из советского прошлого перешел в сегодняшний день? Рыночная экономика, конкуренция…
ИК: Из прошлого в настоящее. Новые реалии и правила, если угодно, нормальной экономики, они для всех одни. Для того чтобы оставаться на передовых рубежах, необходимо модернизировать производство и внедрять новые технологии. Это понятно, как понятно и то, что рынок не стоит на месте, идет постоянное обновление технологий. Мы тоже развиваемся. Что касается тепловой энергетики, то сегодня мы производим котлы трех видов для ТЭС – котлы паровые, котлы-утилизаторы для парогазовых установок, котлы водогрейные, а также другую, самую широкую номенклатуру оборудования для таких станций. Помимо собственных разработок мы тесно сотрудничаем с мировыми лидерами котлостроения, в частности с голландской компанией NEM Energy b.v., которая входит в немецкий концерн Siemens. Они передали нам базовый инжиниринг, мы разработали соответствующие российским стандартам технический проект и рабочую документацию. И уже применили эту технологию при монтаже ПГУ-190 на Новомосковской ГРЭС, которая полностью готова к эксплуатации, и ПГУ-400 Нижневартовской ГРЭС, пуск которой ожидается в июне, ПГУ-420 Южноуральской ГРЭС. Уже сейчас благодаря сотрудничеству с компанией NEM Energy b.v. и привлечению новых технологий мы вошли в тройку лидеров по производству мощных котлов от 400 МВт и выше.
Что касается пылеугольных котлов – это наши собственные разработки. Мы их совершенствуем и модернизируем под сегодняшние условия и требования. Рынок энергетического оборудования обладает непростой спецификой, он сложный. Контракты по договорам поставки мощности, которые реализовывались при поддержке государства, заканчиваются. Конкуренция растет, и не всегда эту конкурентную борьбу можно назвать честной. Многие компании откровенно демпингуют по цене в начале торгов, а после заключения контрактов уже не выдерживают своих ценовых обязательств. Поэтому для нас на первое место выходят вопросы металлоемкости изделий, производительности труда и снижения себестоимости, чтобы уже на первых торгах показывать конкурентоспособную цену не за счет демпинга, а за счет эффективного производства и применения новых технологий.
В нашу группу компаний, кроме «ЗиО-Подольск», входит инжиниринговая компания ЗИОМАР – это 350 конструкторов, которые разрабатывают проекты оборудования и технические решения для атомной и тепловой отраслей, а также газонефтехимии.
К примеру, мы поставляем продукцию крупнейшей энергетической компании страны «Газпром» с первого года ее основания. В интересах газового гиганта страны мы производим пылеуловители, аппараты воздушного охлаждения, регенераторы и многое другое.
Сегодня «ЗИО-Подольск» в состоянии производить и производит практически любое высокотехнологическое оборудование, работающее под давлением. Мы не скатились, как многие другие заводы в постсоветское время, до металлоконструкций. Мы не просто сохранили предприятие – за довольно короткое время мы провели масштабную модернизацию и создали современное производство. Мы постоянно занимаемся вопросами развития, инвестируя в производство, в обновление и перевооружение, в технологии.
ЭП: На что идут инвестиции?ИК: Процентов 70 идет на обновление технологического парка. В 2012 году завод защитил инвестиционную программу, направленную на модернизацию производства. Основными ее задачами было постепенно повышать эффективность производства, увеличивать объемы выпускаемой продукции, внедрять передовые способы обработки металла. В прошлом году мы освоили 584 млн рублей, что позволило, например, ввести в эксплуатацию четырехвалковую листогибочную машину с ЧПУ для листа толщиной до 110 мм. Сегодня у нас работают установка гидроабразивной резки, комплекс оборудования для термообработки изделий и другое новейшее оборудование. Мы продолжаем модернизацию производственных фондов. В этом году для достижения этих задач выделено более 1 млрд рублей.
Заводу 95 лет, и, кроме технологического перевооружения парка оборудования, мы занимаемся модернизацией и поддержкой инфраструктуры. У нас сейчас идет большой ремонт производственных зданий и помещений: ставим сэндвич-панели, утепляем стены и заодно облегчаем нагрузку на фундаменты. Установили новое компрессорное оборудование. Произвели масштабный ремонт дорожно-транспортной системы предприятия. И энергосбережение никто не отменял. Это тоже вопросы себестоимости, потому что основные постоянные затраты любого предприятия, а в особенности такого крупного, как наше, – это тепло, электроэнергия и транспорт.
ЭП: На вашем предприятии трудится около 4 тыс. человек, поэтому следующий вопрос – о социальных программах, мотивации, обучения и подготовке кадров.ИК: Кстати, все это также напрямую и опосредованно связано с технологической модернизацией производства. Практически все станки, которые мы закупаем, идут с ЧПУ. На них работает, например, не токарь, а оператор, современный квалифицированный рабочий, разбирающийся в сложнейшем программном обеспечении. У нас есть пятикоординатные станки: загружаешь заготовку, вынимаешь готовую деталь.
Если говорить о социальных программах, то у нас конкурентоспособная зарплата в сравнении не только с городским, но и с областным уровнем. Активно поддерживаем и молодые кадры. На базе завода создан филиал кафедры физико-технического факультета МИФИ, заключили соглашение о сотрудничестве с РГУ нефти и газа, чтобы наши молодые перспективные специалисты имели возможность повышать квалификацию, заниматься научной деятельностью. Действуют кадровые программы «Росатом» и «Атомэнергомаш». Для тех, кто набрался опыта, эффективно работает, болеет за производство, открываются надежные возможности кадрового роста. Развиваем собственную жилищную программу. На балансе завода жилой дом, где выделяем квартиры молодым специалистам. Имеем пять общежитий, в которых недавно провели капитальный ремонт. Действуют программы финансирования ипотечной ставки, компенсации за жилье, работает жилищная комиссия. Это большая социальная нагрузка, на самом деле. Я понимаю, что она на себестоимость влияет, но я лично считаю, что это нормально, потому что по-другому сегодня нельзя, потому что это – наши люди, наши кадры и рабочие руки завода. У нас сварщик получает конкурентоспособную зарплату. Приходит к нам сварщик со стороны на работу устраиваться – он наш экзамен сдать не может, и его сразу на разряд ниже берут, если берут. Потому что у нас на производстве варят металл с толщиной стенки 300 мм, и наши сварщики варят его качественно, с первого раза – под рентген. На заводе есть специальный учебный центр по сварке, оснащенный современным импортным оборудованием, где учатся самым передовым и современным технологиям сварочного процесса. Если у нас не будет такого социального пакета, то завтра наш сотрудник на стройку уйдет арматуру варить. Ему сопоставимые деньги будут платить, потому что у него шестой разряд. Поэтому у нас такие вот программы мотивации.
На заводе уделяют большое внимание развитию спорта и молодежных инициатив: проводятся спартакиады, соревнования молодых инженеров, конкурсы профмастерства, есть команда КВН. Недавно мы установили информационные киоски, в этих терминалах работает система «электронной приемной»: можно задать вопрос директору, написать обращение в кадровую службу, зайти в Личный кабинет и ознакомиться с информацией о заработной плате, отпуске, социальных программах и пр. Терминал также дает возможность почитать новости госкорпорации «Росатом» и заводские. Признаюсь честно, ставили их с опаской, думали, как люди будут относиться. А теперь идешь иногда в обед, видишь – люди стоят, щелкают, смотрят.
ЭП: Есть ли какие-то новые интересные рынки для «ЗИО-Подольск»? Новые заказы? Заказчики? Есть куда расти?ИК: Интересный вопрос. На заводе сегодня присутствуют четыре основные тематики. Кроме названных, есть еще так называемая общая техника, гособоронзаказ. Но есть и новое направление. В 2013 году мы подписали договор на производство транспортного реактора для ледокола нового поколения, который мы делаем вместе с коллегами – ОКБМ «Африкантов». В конце 2015 года мы должны выпустить заказ. Это будет уникальный ледокол – очень облегченный, и у него будет возможность не только идти по океану, но и заходить в реки. Более того, в начале мая были проведены конкурсы еще на два ледокола. Первый, который у нас сейчас в работе, будет головным, а конкурсы этого года выведут нас уже на серийное производство. Когда-то, в 1980-х годах, на «ЗиО» производили транспортные реакторы для подводных лодок, а потом этот проект свернули. Сейчас силовые установки для гражданского судостроения – своего рода возрождение направления. Заказ хороший и для нас понятный. Для его выполнения мы получили сертификат Российского морского регистра судоходства.
В этом году планируется пуск БН-800 Белоярской АЭС. Это наша гордость – абсолютно новый реактор на быстрых нейтронах, единственный в мире. Его мы тоже изготовили по проекту ОКБМ «Африкантов». Есть перспектива заказов от Китая. Они сейчас ждут пуска, чтобы посмотреть, как он будет работать, потому что предыдущий БН-600, который мы запускали, китайцам очень понравился.
Что еще из перспективного? Если говорить о тепловой генерации, то на сегодняшний момент у нас в работе большой котел для Верхнетагильской ГРЭС – 4 тыс. тонн, 420 МВт.
ЭП: А что будет с программой по ДПМ? Продлится эта история?
ИК: Я очень надеюсь, что продлится, потому что износ оборудования в энергогенерирующем секторе действительно очень большой. Энергетические компании заказывают запчасти, какую-то легкую модернизацию котлов, но нам, заводчанам и производителям, понятно, что такие котлы надо уже не модернизировать, их надо менять. Технологии ушли далеко вперед. КПД современных котлов намного выше многих действующих.
ЭП: Сейчас много говорят о новом строительстве. Тот же Крым – это четыре станции…a
ИК: Говорят, будет четыре станции в Крыму, две в Калининграде, одна на Сахалине. Еще не надо забывать Совгавань. Станций вроде много, но мы понимаем, что заводу как минимум надо делать четыре котла в год. Тогда он будет работать ритмично, а значит, и себестоимость получится нормальная.
ЭП: Я думаю, что все будет хорошо.ИК: Конечно, вы правы. Уверен, что все будет отлично.