Целевое видение цифровой трансформации ТЭК определяется отраслевой спецификой, но есть прорывные технологии, которые значительно повлияют на все предприятия.В долгосрочной перспективе к таким можно отнести решения дополненной реальности, в среднесрочной — решения по геолокации, контролю психофизиологического состояния персонала, решения на базе технологии блокчейн, которые могут перевернуть систему расчета на рынках электроэнергии и оказать влияние на их структуру в будущем. По мере осуществления расширенной автоматизации объектов предприятий ТЭК, в том числе с использованием технологий промышленного интернета вещей, в долгосрочной перспективе станут актуальными также решения для работы с большими данными (Big Data).
На мой взгляд, цифровая трансформация в отраслях ТЭК будет идти неравномерно по причине специфики рынков, технологических трендов и политической обстановки. Лидерами в цифровой трансформации останутся хорошо финансируемые компании нефтегазового сектора, которые вынуждены использовать новейшие технологические решения для освоения шельфа арктической зоны. С высокой вероятностью одними из самых передовых станут энергосбытовые компании, которые сейчас активно вовлечены в практическую реализацию Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» от 27.12.2018 № 522-ФЗ. Его реализация кардинально повлияет на бизнес-процессы обеспечения учета электрической энергии и в электросетевых компаниях. Но, несмотря на амбициозную программу цифровой трансформации, можно предположить, что «Россети» столкнутся со сложностями в ее практической реализации по причинам тарифных ограничений и довольно большого количества неавтоматизированных инфраструктурных объектов 6–10 кВ. Отмечу, что значительный задел имеется у атомной энергетики, которая также будет лидировать по темпам трансформации. Положительное влияние на темпы цифровой трансформации в теплоэнергетике окажет реализация программы модернизации теплоэлектростанций.
«Решения по геолокации, контролю психофизиологического состояния персонала, решения на базе технологии блокчейн, которые могут перевернуть систему расчета на рынках электроэнергии и оказать влияние на их структуру в будущем».
Для того чтобы процесс цифровой трансформации отраслей ТЭК стал комплексным и экономически эффективным, все необходимые инструменты координации в рамках перехода к новой модели бизнеса с широким использованием цифровых технологий уже существуют. Можно отметить, что экономическую эффективность инновационных решений уже доказывают пилотные проекты в ряде отраслей. Так, наш холдинг совместно с «
Россети Урал» успешно завершил опытную эксплуатацию ряда решений по автоматизации распределительных сетевых объектов на базе технологии связи LoRaWAN.
Если говорить о рынке в целом и роли регуляторов, считаю, что Минэнерго выполняет возложенные на него функции. Под эгидой министерства учреждена Ассоциация организаций цифрового развития электроэнергетики «Цифровая энергетика», в которую вошли крупнейшие игроки: Группа «
Интер РАО», Госкорпорация «Росатом» и Системный оператор ЕЭС России. При этом не исключаю того, что, возможно, потребуются дополнительные стимулирующие меры для обеспечения цифровизации в государственных и муниципальных предприятиях, а также в территориальных сетевых организациях.
Все перечисленное выше должно создать новую цифровую инфраструктуру, цифровую экосистему, которая по определению должна объединить ряд компаний, вовлеченных в реализацию проектов по цифровизации ТЭК. Но гораздо важнее факта наличия экосистемы для отрасли структурные изменения, являющиеся следствием цифровизации. Как показывает западный опыт, энергокомпании, вовлеченные в широкое внедрение инновационных решений, зачастую претерпевают изменения бизнес-моделей, ставят задачи диверсификации и развивают новые виды бизнеса.
Кроме того, если пытаться привести актуальный и наглядный пример внедрения цифрового решения, изменившего секторальную архитектуру, то прежде всего можно назвать экономическое управление спросом (Demand Response), которое подразумевает добровольное снижение потребления электроэнергии конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением экономической выгоды за осуществление такого снижения потребления.
В рамках реализации дорожной карты «Энерджинет» 20 марта 2019 года Правительство РФ приняло Постановление № 287, регулирующее проведение и дающее старт реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка с участием агрегаторов.
В конце июня при активной позиции Системного оператора ЕЭС России прошел первый отбор проектов по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. Всего были отобраны 39 МВт в первой ценовой зоне и 8,5 МВт во второй среди более чем 30 агрегаторов спроса, которые подавали заявки на конкурс. Данные показатели уже сейчас говорят о заинтересованности и готовности клиентов зарабатывать на «умном» потреблении, снижая нагрузку по команде агрегатора, и наглядно доказывают неизбежность возникновения ситуаций, когда отдельные потребители окажутся неготовыми обеспечить снижение потребления в заявленном объеме. Это подчеркивает важную роль агрегатора в выявлении и адекватной оценке регулировочных возможностей потребителя, в объединении таких потребителей в агрегированные объекты, предоставляющие надежный ресурс управления спросом с предсказуемыми характеристиками.