Авторизация

 

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

Говоря о низкой энергоэффективности в России, прежде всего надо понять, что у нас она вызвана совсем другими причинами, чем в странах, на которые мы привыкли оглядываться, и что в России до сего дня так и не создана государственная система мероприятий в цепи: генерация – распределение – потребление.

Усилия государства, направленные на повышение энергоэффективности экономики, понятны и обоснованны. Хорошая тема, правильная, масштабная задача. Настоящая национальная программа. Вот только эффект от принимаемых мер пока не так велик, как хотелось бы государству и бизнесу, который, как смог, откликнулся рублем на призыв к повышению энергоэффективности.

Сегодня констатируем, что более чем за четыре года прилично оплаченной со стороны федерального бюджета работы кое-что в России было сделано, были свои достижения и граничащие с провалом неудачи. По прошествии всего этого времени понятно лишь одно: нужна координация и последовательность. Последовательность в проводимых реформах (а энергоэффективность в ЖКХ и в промышленности вполне можно назвать реформаторскими начинаниями) и координация на государственном и региональном уровне в реализации этих программ.

Прошел период романтизма. Команду пионеров, первых провайдеров энергоэффективности, состоявшую из молодых чиновников Минэкономразвития и их сверстников из крупнейших энергокомпаний страны, заменили заслуженные сидельцы из федеральных ведомств и богом забытых институтов всего на свете. Энергоэффективность стала новой профессией для бесчисленной армии чиновников, аппаратчиков и госслужащих. Информационная политика и пропаганда в сфере энергоэффективности скатились до того, что эти «специалисты» стали сами себе рассказывать об одержанных прорывных победах и пилотных проектах. Именно они стали зачинщиками бесчисленных форумов и конференций с многомиллионными бюджетами. Депутат, министерский чиновник, ученый и бизнесмен, который оплатил банкет, – типичный президиум такого мероприятия.

Но и это время прошло. Деньги кончились, и бизнес понял, что помпезные конференциальные посиделки, конгрессы и форумы с докладами и презентациями о том, как освоили, получили и попилили, с одним и тем же составом докладчиков напоминает кочующий по России цирк шапито, вечный Тамбовский хор из «Забытой мелодии для флейты» Эльдара Рязанова. Сегодня недостаточно монотонно и заунывно твердить о необходимости соблюдения 261-ФЗ с обязательной отчетностью к конкретной календарной дате о том, что «программа разработана, аминь». Сегодня надо уже разрешить противоречие того, что возможность, данная законом, не получает развития в принятых подзаконных актах. Правила игры меняются слишком часто, инвесторы дезориентированы.

В энергоэффективности, как в любой осмысленной и реальной части экономики или государственной программы, должны появиться базовые элементы. Цепочка таковых для государственной политики энергоэффективности представляется следующей последовательностью: информация, энергопланирование, создание мотивации. Без понимания ситуации и основных проблем (информация) нельзя выбрать решение (энергопланирование), а это, в свою очередь, непростой процесс, но и этого будет недостаточно, пока все, кто вовлечен, не будут заинтересованы в экономии энергии (мотивация), не сделают энергоэффективность нормальной ежедневной практикой.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.