Авторизация
 

Министерства на марше

Министерства на маршеПроекты энергосбережения и энергоэффективности в ЖКХ приносят наибольший эффект. Сегодня уже очевидно, что они являются экономически оправданными и прибыльными. Именно из-за того, что было сделано Комиссией по модернизации экономики, которую возглавляет президент, в нескольких городах страны были начаты несколько пилотных проектов, прежде всего в социальной сфере и бюджетном секторе, где ни одной копейки федеральных денег на эти проекты не тратится. Идеология этих проектов очень простая: найдите экономически оправданные решения, которые можно было бы дальше тиражировать. Поскольку проекты пилотные, спасибо городам, которые вкладывали свои деньги, поскольку там не всегда понятно, какие мероприятия окупаются, а какие нет, но тем не менее первые результаты таких проектов уже есть. Есть набор мероприятий по экономии тепла и электроэнергии, которые окупаются за 3–5 лет.

Какой проверенный продукт мы намереваемся дать к концу года? Этот продукт – набор бизнес-кейсов, то есть набор мероприятий, которые мы рекомендуем реализовывать в социальном секторе, в сфере ЖКХ, и набор инструментов для финансирования. Мы это делаем совместно со Сбербанком, то есть пытаемся делать эти продукты сразу привлекательными для банка. Какая будет идеальная картина, как я надеюсь, начиная с 2012 года? В субъектах Федерации, в муниципалитетах можно будет, используя эту практику, приходить в те банки, которые этим занимаются (этим сейчас активно занимается и Газпромбанк), и получать кредитование таких проектов, поскольку они являются окупаемыми.

Чтобы подставить плечо на это время, поскольку вы знаете, что банки с удовольствием кредитуют все, что касается высокодоходного зарабатывания денег, и неохотно кредитуют проекты, связанные со снижением издержек, поскольку они не очень понятны для банка, на этот период правительством была утверждена в конце прошлого года государственная программа по энергосбережению. Там есть два финансовых инструмента: первый – софинансирование лучших региональных программ, которые реализуются в субъектах Федерации; второй – инструмент государственных гарантий, которые будут двух типов. Первый тип гарантий – гарантия напрямую промышленным компаниям, которые реализуют инвестиционные проекты с точки зрения энергоэффективности. Второй механизм – гарантии, которые будут даваться региональным банкам и регионам против пула проектов по ЖКХ, тех проектов, которые не так окупаются. Почему? Чтобы на этот период, 1–3 года, пока эта программа в бюджете забита на три года, то есть с подтвержденными деньгами, как раз научить банки не бояться этих проектов и понять, что это тоже хороший бизнес. Таким образом, мы сейчас двигаемся.

Энергосервисные контракты, как ни странно, в ЖКХ живут, но по-прежнему существуют сложности в этой части с системой оплаты, не согласующейся с реалиями сегодняшнего дня. Нормативы потребления – это усредненные данные. Часто бывает, что регион, предоставляющий сведения о невысоком потреблении энергоресурсов, на практике потребляет энергии гораздо больше объявленной цифры. На мой взгляд, для дальнейшего развития энергосервисных контрактов кроме законодательной базы нужно серьезное понимание ситуации на уровне каждого отдельно взятого гражданина.

Сегодня ситуация складывается следующим образом: в новом Жилищном кодексе появилось три способа управления многоквартирными домами. Это неплохо, но, на мой взгляд, упущено основное: призывы к владельцам жилья влиять на качество и цену услуг ЖКХ так и остались призывами. И до сих пор в жилищно-коммунальном секторе нет инвесторов, готовых не просто ремонтировать, но и модернизировать коммунальную систему.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.