Авторизация


 

Город, где хочется жить

Разговор о хороших, комфортных для жизни городах XXI века надо начать с главного – с человека – и с главного человека – с ребенка. Городской пейзаж, естественной частью которого являются дети, – признак качества среды нашего обитания. В Дании, освоив велосипед в четыре года, малыши быстро выбираются на велосипедные дорожки, сначала под присмотром родителей, а потом и самостоятельно добираются до школы и спортивных секций. Это – свобода, в которой не нужны шоферы, это безо­пасность и комфорт.


В шестидесятые годы прошлого века произошли два критических изменения парадигм градостроительства. Необходимость быстрого расширения городов привела к распространению планирования, основанного на модернистской идео­логии тридцатых годов. Вместо расширения городов небольшими участками вдоль улиц и площадей планировщики начали масштабное освоение новых территорий и функциональное зонирование: зоны для проживания, для работы, для отдыха и общения.


Планирование города сверху и с дистанции получило название «бразильский синдром». Столица Бразилии прекрасно выглядит с самолета и еще лучше – с вертолета. Но на земле, на уровне передвижения по городу обычных людей, Бразилиа – некомфортный город.


Другим фундаментальным изменением, начавшимся в 1960-е, стало вторжение автомобилей. Дешевый бензин и массовое производство машин кардинально трансформировали модель перевозок, что, в свою очередь, отразилось на городской среде. Там, где прежде люди встречались и ходили пешком со скоростью 5 км/ч, появился транспорт и ограничение скорости до 60 км/ч. Эти принципы планирования сформировали современный урбанистический ландшафт.


Но отношение к городскому развитию изменилось. Ряд глобальных проблем современной жизни требует от нас уделять больше внимания человеческому фактору в городском планировании. Сегодня все нуждаются в живых, безопасных, устойчивых и здоровых городах.


Город становится живым, когда большинство его жителей имеют возможность ходить пешком, ездить на велосипеде и вообще проводить время в пределах города.


Город становится безопасным, когда все больше людей передвигаются по улицам и проводят время в общественных местах. Пешие прогулки предполагают плотную структуру города, короткие расстояния, разно­образие функций на одной территории и привлекательные общественные пространства.


Город становится на путь устойчивого развития, когда большая часть перемещений осуществляется жителями на так называемых «зеленых» средствах передвижения: пешком, на велосипеде или экологически чистом общественном транспорте. Это существенно улучшает экологию города, снижает объемы потребления ресурсов. Не менее важными условиями устойчивого развития города являются удобство и безопасность системы общественного транспорта.


Город становится здоровым, если его жители каждый день много ходят пешком и ездят на велосипеде. Ухудшение здоровья горожан, наблюдаемое во всем мире, во многом связано с низким уровнем подвижности населения. Призыв к пешим прогулкам и ежедневному велосипедному движению должен стать частью современной политики здравоохранения.


По сравнению с размерами инвестиций, требуемых для развития здравоохранения или транспортной инфраструктуры, расходы на формирование дружелюбной и комфортной для людей городской среды настолько скромны, что их могут позволить себе города во всех частях мира независимо от уровня развития и финансовых возможностей. В любом случае внимание к нуждам горожан станет главной инвестицией, сулящей существенную прибыль.


По мере развития новых качественных критериев городского планирования в результате социальных изменений все больше городов начинает применять новые подходы. Такие города, как Копенгаген, Лион и Мельбурн, уже пережили качественные преобразования. Другие, в числе которых Нью-Йорк, находятся в процессе изменений.


Глядя на развитие городов за последние 50 лет, можно говорить о том, что все традиционные города в какой-то момент оказывались захваченными автомобилями. Потоки машин заполняли все улицы, тротуары и парковки. Люди вытеснялись из общественных пространств. В годы автомобильного захвата основными функциями города стали связь и решение транспортных задач. Шум, выхлопные газы, недостаток пространства быстро сделали городские улицы малопривлекательными для пешеходов.


Последний этап — это отвоеванный город. Таких городов в мире все больше. Когда страсть к автомобилям прошла, люди стали требовать изменения текущего положения и отвоевывать городское пространство у машин. Зоны дорожного движения и парковки были постепенно сокращены, а мест для прогулок и отдыха стало существенно больше. Копенгаген и Мельбурн являются самыми передовыми городами в этом отношении, и с каждым днем они становятся все лучше. Поэтому оба города неоднократно назывались лучшими городами для жизни в мире.


В России, и, в частности, в Москве, страсть к автомобилям еще не прошла. В большинстве городов страны ситуация с качеством городской среды с каждым днем будет только хуже. Автомобили захватывают города России. Все более очевидна необходимость сменить направление развития. Только последовательный переход к новой парадигме, в центре которой стоит человек, обеспечит российским городам заслуженное место среди лучших для жизни городов в XXI веке.  

Журнал «Энергополис» совместно с Gorod Project и Moscow Urban Forum

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.