Авторизация
 

Мгновение истории

Мгновение историиСегодня не только отдельно взятые страны, развитые и развивающиеся, но и все, весь мир проходит через поразительный переворот в своем развитии. До последнего времени, последних лет в буквальном смысле этого слова, мир развивался экстенсивно: надо было иметь больше людей, больше детей, больше масла, больше пушек – больше-больше всего на свете.

Так вот, по этому главному измерению, по росту человечества, числа людей, живущих на планете, мы все сейчас уже осеклись. В ближайшие годы нас ждет поворот от взрывного развития, которое так пугало человечество еще десять лет тому назад, к насыщению, выходу на уровень в 10–11 миллиардов мирового населения, и мир успокоится. Это будет новый режим, новый мир, в нем будет больше стариков, чем молодых, в нем будут другие ценности и другие взгляды на окружающее нас общество – это первое. Второе – это число людей. Если мы возьмем число зверей, подобных людям (древние славяне считали, что мы произошли от медведей, кавказские народы – от волков, в тропических странах люди считали, что они возникли от больших обезьян), таких тварей было порядка 100 тысяч. Но нас в 100 тысяч раз больше, чем нас должно было бы быть по законам биологического мира.

Как и почему это произошло? Это произошло благодаря единственному существенному отличию нас от зверей. Мы питаемся, размножаемся, спим, так же перемещаемся на своих ногах, как звери, но у нас есть разум, есть способность думать, мыслить, переносить эти мысли из поколения в поколение – это главное и единственное отличие человека от животного. И именно это позволило нам за ничтожный в общем-то биологический срок: меньше, чем за миллион лет, а на самом деле за 10 тысяч лет после неолитической цивилизации – вырасти в 100 тысяч раз по сравнению со сравнимыми с нами тварями. Вот это развитие сейчас осеклось, мы переходим к постоянному росту человечества.

Мне бы хотелось, чтобы это было очень точно понято.

Этот переход, демографический переход – он так и называется, – занимает меньше ста лет, а мы рассуждаем о событиях, которые длились тысячелетия или даже миллион лет от момента возникновения человека разумного. Вот без осознания этого факта нам очень трудно осознать то, что между нами сейчас происходит.

Во-первых, историческое время сжимается – это отдельный и очень важный фактор, – сжимается в десятки тысяч раз. Если нижний палеолит длился миллион лет, Средние века длились тысячу лет, то сейчас исторический период сжался до самой жизни человека, до 40 лет – именно столько сегодня составляет средняя продолжительность жизни человека на земле. Это – другой фактор, который надо иметь в виду. Поэтому все превращения происходят крайне быстро, мы не успеваем за ними – за ними не поспевают наши институты, наши инстинкты, наш жизненный уклад, из-за этого трещат наши семьи.
У нас разрушилось основание общества – семья. Во всех развитых странах, несмотря на гигантское богатство, очень мало детей. Иными словами, развитые страны не исполняют своей основной функции – восполнения населения. Это не экономические причины, экономика здесь ни при чем. Как раз те страны, где, казалось бы, людям не хватает еды и пищи и других условий, они вполне успешно размножаются. А развитые страны, в том числе и Россия, сейчас, грубо говоря, имеют такую статистику, что на каждую женщину не хватает одного ребенка, вот и все. После этого можно говорить о равенстве полов, можно говорить о необходимости всеобщего образования и так далее, и тому подобное. По этому главному фактору современная цивилизация оказалась несостоятельной – вот это тоже надо иметь в виду.

Следующее, о чем я хотел сказать, – это о ценностях. Что руководит людьми? Либерально-финансовая философия утверждает, что все зависит от денег: будут деньги – будут дети. На деле так не получается. Дело сейчас не в деньгах, а в ценностях: ради чего мы живем, ради кого мы живем, как мы себя позиционируем? Вот этот духовный кризис современного общества очень глубок. К сожалению, интеллигенция, и российская, и всемирная, не понимает, по-моему, своей ответственности в этот момент. О чем она говорит? О полной свободе. Никаких ограничений.

Но нет, на самом деле ответственность перед будущим поколением – это то, что определяет цель и смысл нашего существования. Вот эти нити оказались оборванными. Еще во времена Пушкина было сказано, эпиграф к «Евгению Онегину»: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Мы не можем уже так быстро жить и так быстро чувствовать, как этого настоятельно требует наше время. О чем говорят и куда, к чему нас гонят и подталкивают средства массовой информации, которые, с моей точки зрения, являются преступной организацией по развращению страны? Кто учитывает те факторы, которые сейчас надо учитывать, – социальные факторы, которые надо учитывать при анализе экономического развития? Да, наука может поспеть, наука может сделать что угодно. Развитие физики позволяет стереть с лица земли с многократным перекрестом все население при помощи ядерных бомб. Но что толку? Никакие бомбы не спасли Россию, Советский Союз от распада, ни одну политическую проблему в современном мире мы не можем решить вооруженными силами – посмотрите на то, что происходит в Афганистане или в Ираке. И вот этот кризис мы должны сейчас очень четко осознавать.

Я думаю, что если мы это поймем, то нам гораздо проще будет решать вопросы инноваций, образования, смысла и цели жизни. Инновации нужны, они всегда были и есть, это и есть дети разума. Человек есть существо, которое не может не изобретать. Мы как кошки, у нас кошачий инстинкт: мы все хотим разнюхать, понять и сделать. Кстати, наиболее фундаментальные открытия наукой делались не за деньги, а из интереса – чтобы понять, что происходит в природе. Это надо, кстати, понимать, какие мотивы у науки, фундаментальной науки. Дальше идут прикладные науки и так далее, туда и там, где работают деньги.

Вот так же, как семью надо строить на любви, а не на деньгах, так и здесь отношение к инновации, к культуре необходимо начинать с уважения к знаниям, с уважения к ученым, с уважения к тому, кто создает новое понимание окружающего нас мира.

Кстати, с моей точки зрения, от физики, которой я занимался, интерес сейчас перемещается в сторону биологии, биологии человека. Нанотехнология – это есть нанобиология на самом деле, это умение манипулировать молекулярными носителями нашей наследственности и нашей жизни. Этим и будет решена проблема, по существу, здоровья и благополучия человека в будущем, прогресс здесь происходит буквально не по дням, а по часам.

Наконец, мне кажется, колоссальный задел есть в общественных науках. Сейчас они распались на отдельные знания, и кто-то занимается социологией, социологиями групп. Знаете, есть определение, что такое наука: «Наука – это то, чем занимаюсь я». Вот этот эгоизм ученых, он в какой-то мере оправдан, но он не оправдан тогда, когда мы решаем крупные цели общества. И это тоже задача, которую нам надо понять.

Крупные цели общества, мне кажется, должны формулироваться и обсуждаться, и потому я захотел положить в основу этого своего краткого выступления вот эти тезисы, чтобы можно было понять и почувствовать мгновение истории, которое мы сейчас переживаем, тот вызов, который поставлен перед нами самим нашим развитием. Здесь нет ни причин, ни следствия, это есть исторический рок – взрывное развитие переходит на полку, которое происходит, я повторяю, очень быстро. И разница между развивающимися и развитыми странами меньше 50 лет: они также быстро пройдут этот путь, даже быстрее, чем это произошло с так называемыми развитыми странами, которые сейчас показывают, какой вызов поставлен перед нашим разумом, нашей культурой и нашей жизнью.


Автор: С. П. Капица
Текст подготовил: Андрей Агафонов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.