Решение правительства заморозить тарифы инфраструктурных монополий положительно скажется на доходах рядовых граждан, банках, металлургах и угольщиках.
Следующий год станет в России «годом нулевого тарифа». Министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил, а президент согласился заморозить на год тарифы инфраструктурных монополий. С помощью этого Улюкаев рассчитывает
добиться роста ВВП в 3% в следующем году против 2,8%, прогнозируемых сейчас. Кроме того, замораживание тарифов приведет к снижению инфляции на 0,4–0,5 п.п. (при прогнозе в 4,5–5,5%).
«Это негативно отразится на газовом секторе и электроэнергетике, а также на РЖД, так как они не смогут полагаться на рост цен, – пишут аналитики Sberbank CIB в своем ежедневном обзоре. – Пострадают и поставщики этих компаний, особенно инвестиционных товаров, а в РЖД, например, уже заявили, что намерены сократить инвестпрограмму».
По расчетам аналитиков Sberbank CIB, сильнее всего заморозка тарифов ударит по компаниям в электроэнергетике, где ожидалось понятное увеличение роста тарифов. «В этом секторе капиталоемкие компании, такие как МРСК, пострадают больше, чем генерирующие компании», – говорится в обзоре. В меньшей степени пострадает газовая отрасль, где уже ранее ожидалось прекращение роста цен.
Однако есть целый ряд секторов, которые выиграют от решения правительства. Кто окажется в плюсе?
В первую очередь, это население, которое выиграет от снижения инфляции. Главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский подсчитал, что замораживание тарифов приведет к снижению инфляции на 60–80 базисных пунктов уже с июля 2014 года. «Если решение будет принято, мы небезосновательно ожидаем, что инфляции будет даже ниже нашего оптимистичного прогноза в 4,3% в 2014 году», – пишет Осаковский в обзоре.
В результате снижения инфляции увеличатся реальные доходы населения. Во-вторых, высвободятся финансовые ресурсы домохозяйств, которые раньше тратились на индексацию тарифов. «Для значительной части населения это довольно существенная часть расходов, поэтому этот фактор нельзя недооценивать», – говорит Осаковский. Оба эти фактора поддержат потребительский спрос, который, впрочем, и так находится на неплохом уровне. Экономист «ВТБ Капитал» Дарья Исакова считает, что за счет снижения инфляции удастся избежать падения реальных доходов населения. «Мы полагаем, что номинальные зарплаты будут снижаться из-за того, что монополии пойдут на ужесточения, а поскольку на них приходится значительная доля занятых в экономике, это повлияет на статистику. Однако снижение инфляции не позволит доходам упасть в реальном выражении», – говорит она.
Кроме того, Осаковский считает, что отсутствие структурной инфляции развязывает руки Центральному банку (для смягчения денежно-кредитной политики и снижения процентных ставок), от чего получат выгоду банки. Снижение инфляции позволит ЦБ провести масштабное снижение ставок, что поддержит экономический рост, согласна Исакова. «Заимствования станут дешевле, частный сектор получит возможность увеличить инвестиционную активность за счет высвобождения средств», – говорит она.
Население и банки не единственные бенефициары решения правительства. Аналитик «ВТБ Капитал» Николай Сосновский добавляет к этому списку металлургов и угольщиков, которые смогу сэкономить на издержках. «Добыча угля в России – одна из самых дешевых в мире, однако, чтобы вывезти его на экспорт, нужно потратить зачастую больше, чем на его производство», – говорит он. Экспортные поставки в условиях низких цен на внешнем рынке могут быть неприбыльными. «Каждая копейка в этих условиях создает сильный эффект», – говорит Сосновский. Лучше всего, по мнению аналитика, в этих условиях выглядят СУЭК, «Кузбассразрезуголь» и КТК. Все три компании поставляют уголь на экспорт. «Мечел» тоже является экспортером, однако решение о замораживании тарифов его не спасет: у этой компании слишком много долгов и слишком много средств уходит на их обслуживание.
По мнению аналитика «Ренессанс Капитал» Бориса Красноженова, от замораживания тарифов на газ могут выиграть металлурги (НЛМК, «Северсталь»), у которых 10% себестоимости уходит на газ и электричество и еще столько же на транспортировку продукции. Замораживание тарифов на электричество на руку и «РУСАЛу».
Вот такой вот «ноль с плюсом» появился в прогнозных отчетах и обзорах аналитиков и экспертов рынка после принятых президентом решений, а как оно будет все на самом деле – покажет время.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В краткосрочной перспективе последствия для экономики от заморозки тарифов скорее незначительные, а в долгосрочной — негативные.
Экономика РФ замедляется вследствие структурных и институцио нальных ограничений, что признают и в ЦБ. Одноразовое сокращение издержек позволит увеличить долю рентабельной продукции и, соответственно, потенциальный выпуск. Эта политика будет искусственно удерживать на плаву наиболее неконкурентоспособные и неэффективные компании и, соответственно, консервировать старую структуру и уменьшать вероятность качественного рывка в будущем.
Такое впечатление, что посыл: мы вас будем поддерживать любыми способами, несмотря на то что вы неэффективны, вместо того чтобы заниматься реформами, приводящими к росту производительности. Если сейчас популистские меры правительства теоретически могут подтолкнуть экономику в существующей структуре к потенциальному росту в 2,5%, то их эффективность с каждым разом будет снижаться — чем дальше, тем больше будут срабатывать институциональные и структурные ограничения.
«ЭНЕРГОПОЛИС»