Авторизация


 

Прививка интеллекта

Камнем преткновения для модернизации российской энергетики, о необходимости которой не говорит только ленивый, является дефицит экономических стимулов, которые помогали бы энергокомпаниям инвестировать средства в инфраструктуру и диверсифицировать бизнес. Для достижения этой цели нужна конкурентная среда, благоприятная для внедрения инноваций и применения клиентоориентированного подхода. Это должно способствовать появлению множества новых товаров и услуг, что обеспечило бы лучшее ценовое предложение и разнообразие выбора для потребителей.

 

Вышеописанный сценарий несколько отличается от ситуации в российской энергетике на текущий момент. Несмотря на частичную либерализацию этой сферы в конце 1990-х годов, она во многих отношениях наследует характеристики советской государственной системы, когда экономические и коммерческие интересы в существенной степени определялись решениями правительства.

 

Например, политика перекрестных субсидий и ограниченных тарифов искажает ситуацию на рынке, при этом цены для отечественных потребителей искусственно поддерживаются на низком уровне. Опосредованное воздействие заключается в том, что энергокомпании, главным образом, не заинтересованы в существенных инвестициях в развитие сети, если они не имеют возможности продавать электроэнергию по рыночным или приближенным к ним ценам и работать на полностью коммерческой основе.

 

Это оказывает мгновенный эффект на финансирование. Поскольку необходимо, чтобы большая часть средств поступала от частных инвесторов (как отечественных, так и зарубежных), то они не раскроют кошельки, пока ситуация с работой данного сектора не станет более прозрачной, а политика в отношении субсидий и тарифов не будет полностью пересмотрена.

 

Такая разобщенность в политике отрасли в последние десять лет означает, что в сектор поступало ограниченное количество инвестиций. Причем речь идет о секторе, где, по данным исследования, проведенного компанией «Ренессанс капитал», износ электросетей составляет около 70%. Общая протяженность электросетей в России равна 2,5 млн. км, причем 1,5 млн. км из них уже выработали свой экономический ресурс.

 

По словам министра энергетики России Александра Новака, потребности сектора в инвестициях до 2020 года составят 11,4 трлн. российских рублей (362 млрд. долларов США). Основная проблема этой отрасли заключается в том, где взять деньги, поскольку «в настоящее время нормативно-правовое регулирование сектора не мотивирует компании к вложению средств». Положительным моментом здесь является то, что последняя редакция мер экономической политики в энергетическом секторе была отозвана Думой несколько месяцев назад, поскольку не слишком способствовала коммерциализации сектора. Сейчас осуществляется разработка нового проекта мер, который должен представлять собой более прогрессивную модель с ограничением государственного вмешательства, что откроет сектор для таких желанных капиталовложений.

 

Еще неясно, в каком направлении будет разрабатываться новая политика, однако, по словам ряда экспертов, правительство, которое имеет дело с инфраструктурой в плохом состоянии и крайне медленным ее развитием, вынуждено будет произвести коренные изменения в текущей политике, ослабив регулирование и открыв внутренние рынки.

Решить эти проблемы в России, располагающей масштабным потенциалом энергосбережения, возможно построением «умной» энергетики при эффективном взаимодействии власти, предпринимательского и научного сообществ. Способ перехода к открытой, конкурентоспособной и клиентоориентированной сбалансированной энергетике и обсуждали участники конференции «Умные энергокомпании России».

 

О том, что происходит в настоящее время в российском электроэнергетическом комплексе и что ждет его в обозримом будущем, подробно рассказал генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) Игорь Кожуховский. Он, в частности, отметил, что, несмотря на благоприятные перемены, произошедшие в результате реформ, в отрасли остается множество проблем. На рынке сохраняется низкий уровень конкуренции, поскольку правила рынка недостаточно проработаны и здесь высок уровень монополизации. Более того, необходимо изменить модель действующего рынка: гарантирующие поставщики не должны конкурировать с независимыми поставщиками услуг. Не настроена система госрегулирования – как в тарифах, так и в управлении отраслью. Государство должно отказаться от прямого вмешательства в ценообразование.

 

После упразднения «РАО ЕЭС России» в стране закончилась и единая техническая политика. В этих условиях продолжается старение энергетического оборудования, нарастает технологическое отставание отечественной энергетики от мирового уровня. Чтобы преодолеть все эти препятствия, необходимо вывести реформы на новый виток. Есть ряд конкретных мер, способствующих развитию конкурентных механизмов ценообразования, привлечению в отрасль инвесторов и повышению надежности и долгосрочной устойчивости энергетики. В то же время сегодня российская электроэнергетика находится на распутье. Исходя из сложившихся условий, у нее есть три варианта развития: продолжение рыночных реформ (дальнейшая приватизация компаний и либерализация рынка); создание искусственного симбиоза – не рынок и не государственная энергетика; а также возврат к государственной электроэнергетике. Какой из вариантов будет реализован? Пока неясно. Но лучше, если бы рыночные реформы продолжились. Это будет способствовать решению многих вопросов, в том числе и грамотному, динамичному развитию интеллектуальной энергетики.

 

«Если речь идет о производстве и обеспечении электроэнергии, то конкуренция имеет смысл только для тех средних и крупных потребителей, которые в состоянии управлять собственным энергопотреблением, переносить его во времени или совсем его урезать», – прокомментировал ситуацию для «Энергополиса» независимый консультант, эксперт по вопросам энергетики и энергоэффективности с 20-летним опытом работы в России Джангвидо Пиани. Такие компании способны одновременно быть участниками рынка и покупать электричество, а также, по необходимости, предлагать диспетчерскому центру энергоснабжения возможность снизить потребление. В самом деле, в этом и заключается суть «умных» электросетей. Для одних компаний это технически возможно, для других – нет. Все зависит от того, можно ли ставить в процессе буферы и в какой степени возможно управлять самим процессом. «Крупными установками для кондиционирования воздуха в основном можно управлять данным образом, однако электрические поезда не могут работать по принципу «умных» энергосетей, иначе станет невозможным соблюдать расписание. Едва ли это понравится пассажирам», – заявил г-н Пиани.

 

Про реализацию программы построения интеллектуальной сети в России рассказал директор по инновационному развитию ФСК Владимир Софьин. Он подчеркнул, что интеллектуализация высоких и распределительных сетей должна идти параллельно, поскольку электроэнергетики должны предоставлять потребителю комплексные услуги. ФСК реализует ряд комплексных пилотных проектов, базовым условием которых является безопасность и надежность энергоснабжения. В то же время эксперт отметил, что Федеральная сетевая компания нацелена на создание активно-адаптивных сетей верхнего уровня. Мирового опыта в этой области пока нет либо он еще не обобщен. Все, о чем говорят зарубежные специалисты, пока сводится к smart metering, а нам нужно нечто другое.

 

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, для энергоэффективности прежде всего важна модель энергетических рынков, поскольку все ресурсы покупаются и продаются на них. В ситуации, когда модель не дает внятных ценовых сигналов для экономики, потребитель не заинтересован в инвестициях в процессы экономии: потребитель экономит в физическом выражении, а на следующий год при росте стоимости энергоресурсов весь экономический эффект в стоимостном выражении оказывается равным нулю. Поэтому, чтобы программа энергоэффективности заработала, в первую очередь необходимо стимулировать заложенные в модели отношения на энергетическом рынке. Если они будут созданы, тогда можно будет говорить о более широкомасштабных процессах внедрения энергосбережения начиная от различных смарт-технологий и заканчивая наведением элементарного порядка в сфере энергопотребления. Последнее может давать наибольший эффект с минимальными затратами. Однако переход к смарт-технологиям требует весьма существенных инвестиционных затрат. Без эффективной конкурентной модели энергорынков это просто хайтек за очень большие деньги, не приносящий дивидендов для конечного потребителя.

 

***

Известно, что Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа, второе – по запасам угля и восьмое – по запасам нефти. С точки зрения здравого смысла, при обилии полезных ископаемых едва ли есть необходимость в присоединении к программам энергоэффективности, разработке «умных» электросетей и переходе на использование дорогих возобновляемых источников энергии. Тем не менее все большее число международных компаний и появляющиеся «умные» российские игроки в сфере энергетики видят никем не раскрытый потенциал развития поставок электроэнергии на внутренний рынок и настаивают на возможности его модернизации и роста.

 

Алексей Голубев

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.