На интернет-сайтах ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» к обсуждению широкого круга заинтересованных лиц размещен проект Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации. По сути своей, предложенная стратегия особое внимание уделяет создаваемому новому открытому акционерному обществу «Российские сети» и входящим в него компаниям, контролирующим около 70% распределительных и 90% магистральных сетей в России.
Начавшийся год продолжает тенденции 2012 года. В конце ноября прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал три указа, завершающих корпоративные перестановки в электросетевом комплексе, один из которых, от 22 ноября 2012 года, – № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» на базе ОАО «Холдинг МРСК», согласно которому должно быть создано ОАО «Российские сети». При этом госпакет ОАО «ФСК ЕЭС» будет передан Холдингу МРСК.
Корпоративные процедуры по созданию новой компании должны завершиться летом 2013 года. Пока же у энергетиков и экспертов есть время обсудить стратегию, охватывающую основную деятельность новой компании – передачу и распределение электроэнергии – и непосредственно связанные с ней смежные виды деятельности – генерацию и сбыт электроэнергии на территории России. Большинство положений стратегии, относящихся к открытому акционерному обществу «Российские сети», актуально и для остальных сетевых организаций.
Миссия – то, что по умолчанию должен содержать документ, называющийся стратегией, – сформулирована предельно просто. «Миссия российского электросетевого комплекса – долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей РФ за счет организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам инфраструктуры по тарифам, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электроэнергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал».
Исходя из миссии ОАО «Российские сети» стратегией устанавливаются целевые показатели работы электросетевого комплекса до 2017 года. В частности, планируется сокращение операционных издержек на потребителя на 40% по всей цепочке передачи и распределения электроэнергии по сравнению с уровнем 2012 года (без учета инфляции).
Также стратегией предполагается снижение уровня потерь электроэнергии при ее передаче до 7,5% в среднем по распределительным сетевым компаниям и до 3,5% при ее передаче по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Сегодня потери составляют 11%.
Говоря об отсутствии необходимых инвестиций в электросетевой комплекс в последние двадцать лет, что, по мнению разработчиков, и «привело к значительному физическому и технологическому устареванию сетей» и с чем не согласиться сложно, «инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал» должно обеспечить RAB-регулирование. «Доля распределительных сетей, вырабатывавших свой нормативный срок, составила 50%; 7% сетей выработало два нормативных срока. Общий износ распределительных сетей достиг 70%. Ситуация с износом магистральных сетей, которые эксплуатирует открытое акционерное общество «ФСК ЕЭС», незначительно лучше: износ составляет порядка 50%». Понятно, что средства отрасли нужны и да, RAB способствует привлечению заемных средств, но «для эффективного функционирования этого механизма должны быть обеспечены гарантии возврата займов в будущем. Для этого нужна стабильная и прозрачная система регулирования, обеспечивающая прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе». Стратегия предполагает повышение инвестиционной эффективности в электросетевом комплексе в среднем на 30%.
Кроме того, планируются консолидация электросетевого комплекса, снижение доли территориальных сетевых организаций с 31 до 24% от выручки конечных потребителей.
«Для оптимизации функционирования электросетевого комплекса России необходимы пересмотр и консолидация зон ответственности, в первую очередь между открытым акционерным обществом «ФСК ЕЭС» и межрегиональными распределительными сетевыми компаниями». Основными преимуществами консолидации являются снижение сегментированности цепочки передачи и распределения и унификации технической политики, а также возможность координации инвестиционных программ. В качестве предпочтительного варианта предполагается сохранение существующих зон ответственности между ОАО «ФСК ЕЭС», МРСК и ТСО, но «при урегулировании деятельности территориальных сетевых организаций». В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 3000 территориальных сетевых организаций (в Германии – около 800, в Швеции, Италии, Австрии, Норвегии – около 150, в Финляндии и Дании – около 100, в Великобритании и Польше – по 18, в Нидерландах – 8). Стратегия должна обеспечивать преемственность Стратегии развития электросетевого комплекса, утвержденной 27 декабря 2006 года, и «существующие проблемы отрасли должны решаться при помощи процессных решений, а не путем изменения структуры отрасли».
В стратегии сообщается о комплексе мер по упрощению процедуры технологического присоединения. В целом количество этапов для присоединения к сетям планируется сократить к 2015 году с десяти до шести, к 2018 году – до пяти. «Для новых потребителей необходимо реализовать комплекс мер по упрощению процедуры технологического присоединения в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144-р».
Конечно, стратегия никак не может обойтись без решения проблем перекрестного субсидирования, сумма которого в 2012 году составила более 220 млрд. рублей, и вопроса «последней мили», приведшего к «расторжению договоров аренды в связи с принятыми судебными решениями». Дальнейшее игнорирование этого вопроса грозит «выпадающими доходами сетей» из-за «поддержания низких тарифов для населения, которые компенсируются в том числе за счет субсидирования крупными промышленными потребителями. Перекрестка не только негативно влияет на конкурентоспособность ряда отраслей российской промышленности, но и снижает стимулы для энергосбережения, не обеспечивая при этом на самом деле никакой социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии.«Ожидаемые выпадающие доходы сетевых компаний» называются в стратегии цифрой «до 60 млрд. рублей в год», а включение их в тариф оставшимся промышленным потребителям грозит цепной реакцией ухода потребителей из распределительной сети (посредством строительства собственной генерации или присоединения к ЕНЭС).
Иван Медведев, заместитель генерального директора МРСК Северо-Запада, директор филиала «Комиэнерго», депутат Государственного совета Республики Коми:
–Оптимизация цены на электрическую энергию (сокращение операционных издержек) – больной вопрос экономики России, который необходимо решать как можно скорее, в противном случае энергетика станет тормозом развития бизнеса. Но к вопросам оптимизации нельзя подходить поверхностно, для существенного снижения операционных издержек нужны масштабные инвестиции, причем для них нужно использовать и нетарифные источники: IPO, выпуск облигаций, бюджетное финансирование.
Оптимизацию тарифов необходимо рассматривать в связке с внедрением системы аналогов при определении необходимых валовых выручек ТСО. На сегодняшний день в системе тарифообразования Российской Федерации сложился серьезнейший дисбаланс. Именно в области внедрения системы аналогов при тарифообразовании находится самый большой потенциал снижения тарифов. При этом не возникает сомнений, что филиалы МРСК могли бы эксплуатировать сети ТСО намного эффективнее, затрачивая на это на порядок меньше, чем их современные собственники.
Внедрение системы аналогов необходимо синхронизировать с процессом консолидации сетей и вывода из котла «моносетей», и тогда получится извлечь эффект синергии. Также в рамках реализации данных процессов необходимо проработать вопрос запрета ТСО, не входящим в контур МРСК, строительство и эксплуатацию сетей напряжением свыше 35 кВ – России не нужна лоскутная сеть, так как это вопрос стратегический. Критерий же отнесения ТСО к «моносетям» надо ужесточить, минимальная планка 70% (соотношение величины отпуска одному потребителю к суммарному объему передачи по ТСО).
Метод аналогов совсем не обязательно должен стать методом тарифного регулирования, главное, чтобы он стал принципом регулирования, и тогда получится создать систему тарифообразования, основой которой бы стала справедливость подхода ко всем участникам процесса передачи электрической энергии.
От редакции:
Стратегия, притом что это вполне себе отраслевой документ, изобилующий весьма конкретными терминами и понятиями, связанными с функционированием электросетевого комплекса страны, напоминает декларацию, но не программу. В тексте стратегии как бы нет конкретных предложений по улучшению и предполагаемым изменениям, она лишь задает основные векторы развития и ключевые направления работы по улучшению сектора. Центральным звеном этого сектора станет новоиспеченная компания – «Российские сети».
Понятно, что на данный момент перед властями стоит цель реформирования сектора электроэнергетики и увеличения ее эффективности. Однако предыдущая попытка, мы считаем, не осуществлена в полной мере и цели ее не достигнуты. Предлагаемый на данный момент план также представляется нам весьма амбициозным и устанавливает ряд количественных показателей для отрасли, которые не кажутся реальными и достижимыми в среднесрочной перспективе: до 2017 года сокращение операционных издержек на потребителя на 40% по всей цепочке передачи и распределения электроэнергии по сравнению с прошлым годом, снижение уровня потерь электроэнергии при передаче, повышение инвестиционной эффективности на 30% и т.д.
Основными преимуществами консолидации на базе «Российских сетей», на наш взгляд, могут стать снижение сегментированности цепочки передачи/распределения электроэнергии, унификация технических параметров и т.д. К позитивным моментам можно также отнести более эффективный менеджмент сектора.
Новая стратегия призвана решить ряд проблем, присущих российскому сетевому комплексу, выполнение которых будет способствовать качественному улучшению в секторе, переходу к рыночным условиям его функционирования. Однако переход к рыночным условиям всегда был сопряжен с определенного рода неудобствами для представителей бизнеса и рядовых граждан.