Авторизация

 

442-е постановление как зеркало современного тренда

442-е постановление как зеркало современного трендаЭксклюзивное интервью генерального директора «РКС-энерго» Михаила Коломыцева журналу «Энергополис»

– Что происходит с тарифами? Что за новые правила? Как нужно выстраивать сбытовой компании отношения с потребителями?
– К сожалению, у нас постоянно очень много изменений. Начиная с 2006 года было внесено более 20 изменений в основные правила розничных рынков. С выходом 442-го постановления были внесены очередные изменения в правила работы розничных рынков, которые коснулись отношений, связанных с тарифами, с группами тарифов. Введены ценовые категории, их шесть, раньше этого не было в явном виде. Потребителю дали право выбирать между одноставочным и двуставочным сетевым тарифом. Правда, это возможно делать только на третьей, четвертой, пятой, шестой ценовых категориях. Потребитель ее выбирает заранее, уведомляя об этом гарантирующего поставщика. И в течение месяца после публикации тарифов на услуги по передаче региональным комитетом потребитель должен прийти к гарантирующему поставщику и сказать, какую ценовую категорию он выбирает.

– Расчеты касаются промышленных потребителей?
– В основном да. У нас первая ценовая категория – это одноставочный тариф. Вторая – зонный тариф: ночная, полупиковая и пиковая зона. А третья, четвертая, пятая и шестая категория – это уже пошли варианты, зависящие от почасового планирования, почасового учета и от вида тарифа на услугу по передаче. И это существенные вещи, которых раньше не было.
Да, есть момент, что потребители с мощностью более 670 кВт с июля 2013 года должны быть только на третьей, четвертой, пятой или шестой категории, то есть первая и вторая категории становятся для них недоступными. Это то, что касается тарифа.
Также наконец-то сформулированы правила по коммерческому учету электрической энергии, которых не было. Есть целый раздел, посвященный коммерческому учету, который более детально описывает требования для сетевых организаций, для сбытовых, порядок их взаимодействия в ходе проверок узлов учета, в ходе приема приборов учета. Если раньше все это регулировалось договорными отношениями, то сейчас в правилах все порядки взаимоотношений в процессе эксплуатации и приемок-проверок узлов учета описаны. Раньше в условиях неопределенности очень большой конфликт был между сетями и сбытом в части, кто что делает. Это очень существенно.
Это постановление характеризует порядок установления аварийной брони для социально значимых потребителей, а это прямая взаимосвязь с платежной дисциплиной. Есть ряд потребителей, наиболее проблемных по долгам, – водоканалы, тепловые сети и прочие, на которых допускалось ограничение режимов потребления до уровня аварийной брони. Но вся проблема была в том, что уровня аварийной брони не было, потребитель был сам обязан его установить, выполнить необходимые технические мероприятия. А раз уровня аварийной брони нет, мы не можем его ограничить. Теперь новые правила говорят о том, что если потребитель сам не позаботился и не установил эту величину, то ее устанавливает сетевая организация совместно со сбытовой, там даны критерии, как они это делают, и, соответственно, у нас есть инструменты для ограничения такого потребителя и получения от него денег.
У нас появился законный рычаг воздействия. К сожалению, пока не отключишь, никакие другие предупреждения, совещания не дают эффекта.
Что еще существенно в этих правилах? Определили зоны гарантирующих поставщиков. Это был тоже скандальный вопрос. Старые редакции правил вводили понятия о конкурсе гарантирующего поставщика, которого все боялись. Любой конкурс воспринимался как передел рынка. И он таковым и являлся, кстати. Никто не ожидал, что статус гарантирующего поставщика превратится из идеологии социальной ответственности в идеологию монополиста на рынке. Сейчас в новых правилах понятия конкурса нет, видимо, пришло осознание у профильных ведомств, что провести конкурс правильно никто не может, даже не провести, а правильно сформировать критерии. Сейчас конкурсы проводятся лишь в исключительных случаях, но понятия очередного конкурса уже нет. Зоны гарантирующих поставщиков определяются по критериям покупки на оптовом рынке по состоянию на 30 сентября 2012 года, то есть зоной становится та, по которой на эту дату гарантирующий поставщик приобретал электроэнергию на оптовом рынке. Иногда гарантирующие поставщики приобретают электроэнергию на розничных рынках, но после 30 сентября то, что они приобретали на рознице у другого действующего гарантирующего поставщика, их зоной уже не считается. А в остальном, если гарантирующий поставщик работает на оптовом рынке, если у него нет задолженности перед оптовым рынком, перед сетями, если он удовлетворяет стандарты качества обслуживания потребителей, если он не самоликвидируется, то он работает уже без очередного конкурса. И это, я думаю, правильно, это внесло ясность, понимание.

– И это дает возможность планировать свою работу не на три года, а на гораздо более длительный срок. И для бизнеса это интересно. Что вы можете еще добавить?
– Правила предполагают, что с июля будет взиматься плата за резервирование мощности для потребителя с мощностью более 670 кВт. Что это значит? Допустим, есть производственная площадка, у нее есть разрешенная мощность со стороны сетевой компании, например 700 или 1000 кВт. И вдруг эта производственная площадка строит собственный источник питания. Она сидит на своей электростанции, но от сетевой мощности не отказывается, так как могут быть какие-то аварии и она может переключиться на сеть. Теперь правило вводит понятие платы за резерв, то есть потребитель будет оплачивать неиспользованную мощность сетям в виде повышающих коэффициентов, которые еще предстоит установить с 2013 года.
Существенным моментом в этих правилах является переход на выставление счетов населению исходя из фактического потребления. Должны быть обязательные съемы показаний у населения по факту и выставление счетов. Мы совместно с нашими партнерами из ЛОЭСК уже три-четыре года ежемесячно осуществляем съем показаний у населения и выставляем счета.

– Как изменились ваши финансовые показания в связи с этим?
– Возросла нагрузка на обслуживающий персонал, но мы стали контролировать потери в наших сетях. Они снижаются, мы ежегодно улучшаем этот показатель. Кроме того, упорядочивание системы отношений ведет к энергосбережению. Чтобы правильно определять потери, нужно правильно посчитать, нужно правильно увидеть этот объем. Но и проблемы есть. Проблемы, связанные с экономикой. Считается, что проблема перекрестного субсидирования оценивается по России в 200 млрд. Именно перекрестное субсидирование не дает правильно работать экономике. Когда тариф устанавливается ниже себестоимости для отдельных категорий потребителей, а другие категории потребителей обязаны платить за них, то тут нет прозрачности экономики ни для кого. И это же препятствует конкуренции в этом секторе, потому что никто за того потребителя, у которого тариф ниже себестоимости, конкурировать не будет.

Есть попытки ввести социальную норму, когда человеку, условно говоря, сообщают, что у тебя есть 50 кВт.ч по 2 рубля, а все, что выше, ты будешь оплачивать по 5 рублей. Возможно, надо так делать, неправильные ценовые сигналы ведут к потерям.

– Как вы относитесь к идее авансов? Если мы не заплатили за телефон, нам его отключают.
– Я бы эту идею поддержал. Но не думаю, что это будет принято, потому что население социально защищено. И государство никогда не пойдет на это. Хотя в магазине тебе никто не даст батон без денег, а электроэнергию почему-то можно получать, а потом за тобой бегают, чтобы ты заплатил. Но, чтобы что-то здесь изменить, надо менять жилищное законодательство, федеральные акты. Мне кажется, что в нашей ситуации никто на это не пойдет.

– Вы с оптимизмом смотрите на ближайшие пять–семь лет?
– Я не совсем понимаю стратегию: строим мы рынок или не строим. Сейчас, на мой взгляд, идет тренд в сторону укрупнения, в сторону единой технической политики, монополизма, если хотите. Это видно по всем слияниям, поглощениям, по всем планам и по всем правилам. Я не вижу направленных действий на создание конкуренции. Конкуренции никогда не будет, пока потребитель не получит возможности влиять на цены и покупать товар. На бирже должно быть два участника, а у нас сейчас участник лишь один – это продавец, который транслирует цену покупателю. Покупателем является крупный сбыт либо крупный потребитель, и он работает уже по той цене, которую довели до него. А потребитель на цену влиять не может. И все начинается отсюда. Цена – основное условие конкуренции. А сейчас этого нет. Я и не вижу, чтобы что-то происходило в этом направлении.
Но оптимизм внушает то, что появляются такие постановления. Это крупный шаг вперед.

Беседовал Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.