Постановлением Правительства № 442 от 4 мая 2012 года введены в действие Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, внесены изменения в целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих работу розничных рынков. По мнению Елены Фатеевой, заместителя председателя правления НП ГП и ЭСК, несмотря на проработанность новых правил розничного рынка по отдельным вопросам, в целом они не решают глобальных проблем розницы: неплатежей, перекрестного субсидирования, обеспечения возможности выбора для потребителя-клиента и эффективной безубыточной работы ГП и ЭСК. - C одной стороны, позитивным моментом является то, что четко обозначены требования к качеству обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками, созданы условия по утверждению дифференцированных сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на экономически обоснованном уровне, определен порядок проведения конкурсов на статус ГП, облегчен выход потребителей на оптовый рынок, несколько систематизированы коммерческий учет и другие бизнес-процессы.
С другой стороны, участники розничного рынка (как сбытовые компании, так и крупные потребители) ожидали более уверенных шагов в сторону развития цивилизованного рынка. Несмотря на то что выход на оптовый рынок был облегчен, недостаточно внимания уделено формированию долгосрочных отношений на розничном рынке. Крупные потребители и бюджетозависимые потребители особенно нуждаются в долгосрочных отношениях, в гарантированных ценах на электроэнергию на три года, но принятые правила не дают возможности ни гарантирующему поставщику, ни независимой сбытовой организации выйти с подобным предложением. Более того, инструменты индивидуальной работы ГП с потребителями с помощью двусторонних договоров, которые существовали в предыдущей редакции Правил и над практическим применением которых некоторые ГП работали совместно с потребителями, были в новой редакции исключены.
Помесячная волатильность и непрогнозируемость цен для всех ценовых категорий потребителей, особенно одноставочной, которая следует из новых правил ценообразования, будет препятствовать конкуренции. Энергосбытовая компания, чтобы что-то предложить клиентам хотя бы на год, должна знать прогноз цены на электроэнергию для этого потребителя достаточно точно, но в условиях действия новых правил ни цену для «одноставочников», ни стоимость для «двуставочников» спрогнозировать невозможно: разброс цен от месяца к месяцу может составлять 10–20%. Пока для одноставочных потребителей цена не станет предсказуемой, они удовлетворены работой энергетиков не будут.
Новые Правила не создали новых стимулов для потребителя к повышению энергоэффективности, но при этом разрушили старые. Зачастую потребителям будет выгодно не планировать и не оптимизировать собственное потребление, а оставаться в первой ценовой категории, для которой цены, возможно, будут ниже, или вместо того, чтобы переносить свое потребление на ночные часы или сокращать его, устанавливая энергосберегающее оборудование, будут хаотично приседать в дневные часы, пытаясь не попасть в пик региона.
Также хочу отметить, что документ по-прежнему не решает проблему неплатежей на розничных рынках. Наличие неотключаемых неплательщиков зависит не от прозрачности правил отключения, а от выдаваемых прокуратурой предписаний о неотключении, невзирая на суммы задолженности. Для повышения платежной дисциплины необходимо реализовать комплекс мер, руководствуясь принципом: неотключаемых потребителей быть не должно. Мы также предлагаем ввести систему финансовых гарантий, как бюджетных, так и банковских, и повысить кардинально пени за неуплату.
В условиях многомиллиардной задолженности потребителей перед ГП, с одной стороны, и высоких требований к качеству обслуживания – с другой, на первый план выходит вопрос установления адекватной сбытовой надбавки.
Абсолютно новая методология расчета надбавки должна быть разработана ФСТ к 1 августа 2012 года. Уход от регулирования по издержкам к идеологии базовой доходности для прочих потребителей является уже решенным вопросом, и в настоящее время разрабатывается система дифференцированных сбытовых надбавок, основанная на ограничении доходности по каждой группе потребителей (сбытовая надбавка как процент от стоимости покупки электроэнергии). При этом для населения будет сформирована экономически обоснованная сбытовая надбавка в коп. на кВт.ч. Новая методика расчета сбытовой надбавки должна дать гарантирующим поставщикам возможность планомерно улучшать клиентский сервис и оптимизировать расходы. Одна проблема: в полную силу в условиях ценовых ограничений данная методика сможет вступить только начиная с 1 июля 2013 года, однако отдельные элементы Методических указаний можно реализовывать через два месяца после принятия.
Правилами розничных рынков обеспечивается определенный уровень качества обслуживания потребителя гарантирующим поставщиком. ГП должен опубликовать формы договоров, чтобы клиенту достаточно было его распечатать и обратиться к сбытовой компании с требованием подписать договор. Гарантирующий поставщик также должен предоставить потребителю возможность очного и заочного обслуживания (в том числе удаленной передачи данных средств коммерческого учета), позаботиться о быстром реагировании на жалобы клиента.
Многие члены Некоммерческого партнерства ГП и ЭСК уже разрабатывали стандарты качества обслуживания потребителей: отдельными участниками схемы поэтапного внедрения новых стандартов доведены до высокой степени готовности и частичного внедрения. Однако жестким препятствием для системной работы в этом направлении всегда являлось отсутствие источников финансирования этих программ в сбытовой надбавке. Используя собственную прибыль, некоторые энергосбытовые компании прошли уже часть пути, открывая качественные центры обслуживания потребителей, внедряя биллинговые системы и сервисы интернет-оплаты. Хочется надеяться, что изменения методики расчета сбытовой надбавки помогут обеспечить компаниям финансирование их клиентоориентированных инвестпроектов. По мнению НП ГП и ЭСК, офисы и стандарты качества обслуживания гарантирующих поставщиков должны быть похожи на уровень банковского обслуживания, например Сбербанка, и быть до некоторой степени стандартизованными по всей стране. При этом в энергетике должно остаться понимание нужд каждого клиента и сохраниться возможность индивидуальной работы с ним.
Подводя итог, замечу, что новые правила РРЭ задали направление по изменению модели рынка, но необходимо предпринять целый ряд шагов, чтобы обеспечить дальнейшее развитие рынка, создать условия для долгосрочных отношений на розничном рынке между энергокомпаниями и потребителями, дать потребителям право полноценного качественного выбора.