Авторизация
 

Снижение напряжения

Снижение напряжения


Владимир Путин попытался лишить энергосбытовые компании сверхприбылей. 4 ноября премьер подписал постановление № 877, ограничившее возможности энергосбытов повышать цены для малого и среднего бизнеса, регламентирующее отношения между потребителями электроэнергии и энергосбытовыми компаниями и, в частности, предусматривающее отмену как нормы взимания штрафов за недобор электроэнергии потребителями, имеющими договор с присоединенной мощностью до 750 кВА включительно.

Документ устанавливает новые стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков, которые обеспечат для всех участников рынка прозрачность расчета средневзвешенных нерегулируемых цен электрической энергии (мощности), а также синхронизацию расчетов объемов мощности на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

Также премьер-министр дал поручение в срок до 20 декабря провести анализ реальных показателей экономической деятельности сбытовых компаний и экономической обоснованности цен для различных групп потребителей и представить предложения: по уточнению порядка реализации Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2011 года № 877 (в том числе проекты договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) потребителям, за исключением граждан-потребителей); по применению сбытовыми компаниями предельных надбавок с учетом региональных особенностей; по сокращению задолженности потребителей и уровня перекрестного субсидирования цен в электроэнергетике. Проект основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в новых условиях представить в Правительство РФ в срок до 20 марта 2012 года.

С 1 апреля 2012 года будет отменено так называемое число часов использования мощности (ЧЧИ) – параметр, позволявший сбытам значительно варьировать тарифы для юридических лиц. Кроме того, правительство намерено убрать штрафы, которые мелкие потребители платили за недобор и перебор электроэнергии относительно планировавшихся объемов, а также отменить механизм сальдирования мощности, в результате которого энергосбыты могли продавать в рознице больше мощности, чем реально приобретали на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Наконец, поправки запрещают вносить в конечную розничную цену стоимость электроэнергии, приобретенной сбытами по прямым договорам, если цена по ним оказалась выше, чем на ОРЭМе.

Предполагается, что гарантирующие поставщики (ГП, основные региональные энергосбыты) должны зарабатывать исключительно на регулируемой «сбытовой надбавке», которая составляет обычно 3–5% от конечной цены электроэнергии. Но правила розничного рынка электроэнергии (РРЭ) дают сбытам возможность варьировать цены. Так, система ЧЧИ предназначена для поощрения розничных покупателей со стабильным потреблением энергии в течение дня (например, предприятий, работающих в три смены), а также повышает цену для тех юридических лиц, которые тратят энергию неравномерно (к примеру, магазины или офисы, чье энергопотребление ночью падает практически до нуля).

При этом определение реального коэффициента ЧЧИ для конкретного потребителя могло быть достаточно волюнтаристским. Кроме того, розничные договоры строились по принципу take-or-pay, то есть при падении или росте потребления вне плана цена на электроэнергию для покупателя существенно повышалась.

С инициативой ликвидировать сверхприбыли энергосбытов выступило Минэкономики. Проект постановления, предполагавший радикальные изменения РРЭ, министерство вывесило на своем сайте еще в конце октября. Помимо прочего в нем предлагалось полностью либерализовать розничный рынок, разрешив переход потребителей от одного энергосбыта к другому при условии оплаты всей потребленной электроэнергии (сейчас при смене поставщика потребитель обязан компенсировать прежнему энергосбыту всю недополученную выручку до конца года).

Подготовленный документ требовал согласования с другими ведомствами. В Минэкономики не исключали, что, если согласование затянется, требования могут быть значительно смягчены. Ускорение процесса обеспечило вмешательство премьера: господин Путин неожиданно заговорил о сверхприбылях энергосбытов в связи со стоимостью электроэнергии для сельхозпроизводителей на заседании президиума правительства (в повестку дня этот вопрос не входил). Сославшись на анализ отчетности сбытов за последние три года, премьер заявил, что «необоснованные допдоходы энергосбытовых организаций в три-четыре раза превышают установленную органами регулирования сбытовую надбавку».

Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина добавила, что для мелких и средних потребителей цены доходят до 4 рубля за 1 кВт·ч. «В условиях монопольного положения, конечно, эти гарантирующие поставщики имеют возможность для навязывания своих условий и завышения цен на электроэнергию», – пояснила она. Завышение конечной цены электроэнергии, по оценкам Минэкономики, составляет 5–7%. В итоге допдоходы сбытов – 100 млрд. рублей в 2010 году и до 160 млрд. рублей в 2011 году. Рентабельность ГП, по словам госпожи Набиуллиной, – 44%, тогда как у тепловых генерирующих компаний лишь 4%.

Представители Минэнерго и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) попытались обратить внимание на другие факторы, влияющие на ситуацию на РРЭ. Так, глава ФСТ Сергей Новиков говорил о том, что ликвидация ЧЧИ – это «примерно плюс-минус 15 копеек», тогда как более существенна проблема перекрестного субсидирования в энергетике. Министр энергетики Сергей Шматко обратил внимание на растущую задолженность потребителей на розничном рынке (до 150 млрд. рублей). По его мнению, принятие «очень серьезных мер без адресной оценки деятельности сбытовых компаний» может привести и к банкротству некоторых энергосбытов. Первоначально Владимир Путин согласился на предложение господина Шматко взять две недели на обсуждение предложенного Минэкономики документа, но когда госпожа Набиуллина заметила, что ведомства получили проект еще в сентябре, премьер резко потребовал представить ему согласованный текст к девяти утра следующего дня.

Подписанный утром документ оказался значительно мягче проекта. Ключевое предложение об отмене ЧЧИ сохранилось (впрочем, лишь после выборов), но сильно сократился круг потребителей, для которых отменят штрафы за перерасход или недобор энергии. Минэкономики предлагало не штрафовать организации, потреб-

ляющие до 25 МВА (то есть и малые, и средние предприятия), в постановлении этот порог снижен до 750 кВА (то есть только малый бизнес). Наконец, из документа выпало самое радикальное предложение – о свободном переходе потребителей от одного энергосбыта к другому. Сергей Шматко в пятницу пояснил, что вопрос о смене энергосбытовой компании будет разрабатываться в документах по РРЭ, которые должны быть готовы к 20 марта. Диапазон до 25 МВА, отметил министр, – это практически все потребители, кроме крупных, тогда как «наши меры рассчитаны в первую очередь на поддержку малого и среднего бизнеса».
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.