«После того что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, появилась масса апокалипсических комментариев. Смысл их сводится к одному: все, приплыли – это начало технологического конца России, Чернобыль XXI века. Мы все понимаем, что, несмотря на всю тяжесть произошедшего, несмотря на то что погибли люди, все это –
брехня. Правда здесь одна: наша страна сильно технологически отстала».
Дмитрий Медведев, президент РФ. Из выступления в августе 2009 года
Наталья Зубаревич,руководитель региональной программы Независимого института социальной политики«Верю»:–Износ инфраструктуры уже давно реальность. Сейчас средства выделяются только на латание дыр, а не на ввод новых объектов. Но бесконечно эксплуатировать старье невозможно. В порядке убывания самые уязвимые места в России сейчас – это дорожная сеть, износ зданий и сооружений, энергетических сетей и инфраструктуры. Часа икс, когда случится массовый обвал, не существует, но совершенно очевидно, что проблемы накапливаются. К этому нужно прибавить пробелы в профессиональном образовании: квалифицированных рабочих и инженеров все меньше, общее качество школьного и высшего образования снижается. По количеству лет обучения мы на уровне развитых стран, но по качеству образования Россия существенно проигрывает. И среда обитания, и человеческий капитал генерируют растущие риски.
Леонид Григорьев,заведующий кафедрой мировой экономики ВШЭ«Не верю»:Этот сценарий не носит характера одномоментного удара, поэтому я не верю, что он вызовет кризис в течение трех-четырех лет. Но его влияние в долгосрочной перспективе окажется существенным. Речь идет о взаимосвязанных вещах: устаревании советского оборудования и технологий, падении качества образования, прежде всего технического, и, что важно, деградации трудовой этики. Общество видит масштабы коррупции в ремонте инфраструктуры, а также в инвестициях, выделяемых на обучение и на закупки оборудования. В сумме это создает картину нарастающего развала. И главное, в обществе формируется атмосфера недоверия друг к другу. Яркая иллюстрация происходящего: низкая квалификация капитана «Булгарии» и устаревшая техника стали причиной катастрофы, а низкая трудовая этика других капитанов, не пришедших на помощь судну, сделали человеческую цену аварии такой высокой.