Авторизация
 

Андрей Бородин: «Новые технологии энергоснабжения – это эффективность, бесперебойность и экологичность»

Андрей Бородин: «Новые технологии энергоснабжения – это эффективность, бесперебойность и экологичность»О перспективах систем бесперебойного энергопитания телекоммуникационных объектов и энергосбережения рассказывает Андрей Бородин, директор по работе с предприятиями АФК «Система» системного интегратора «Техносерв».

– Расскажите о самых интересных решениях в области бесперебойного питания и энергосбережения телекоммуникационных объектов.

– Про бесперебойное питание систем связи и телекоммуникационных объектов написано и сказано очень много. Есть батареи, конвертеры, выпрямители – это стандартные системы бесперебойного питания, которые используются уже десятилетия. Они постоянно совершенствуются, но основные принципы работы не меняются. По-моему, гораздо интереснее поговорить о завтрашнем дне энергосбережения и бесперебойного питания. Не так давно появились новые технологии, которые могут реально изменить структуру электропитания ряда телекоммуникационных объектов.

Первая тема, которую хотелось бы затронуть, – это фрикулинг – использование холодного воздуха непосредственно из окружающей среды для охлаждения работающих систем. Этот метод известен уже достаточно давно, но телекоммуникационные операторы еще не обратили на него особого внимания. Буквально в прошлом году появились проекты и реальные внедрения.

Эта технология интересна, потому что позволяет операторам экономить заметные средства, а кроме того, такие решения очень функциональны и надежны.

Сразу надо сказать, что фрикулинг не везде применим: в ядре сети и больших ЦОДах есть очень жесткие требования к качеству охлаждающего воздуха, поэтому его нельзя закачивать просто с улицы. Это требования не только по температуре, но и по влажности, по содержанию примесей и т.п. В основном по влажности. А зимой в наших широтах, например, воздух может быть очень сухим.

Фрикулинг может с успехом применяться для менее требовательных систем, таких как, например, базовые станции. В теплое время года – лето, весна, осень – системы фрикулинга дают экономию энергии до 20–30%. Это уже неплохо, но зимой (точнее, с ноября по март) кондиционер может вообще не включаться – все охлаждение обеспечит фрикулинг. А значит, среднегодовая экономия электроэнергии на охлаждении может превысить 50%. Это много.

Приятно, что в разработке таких решений участвуют не только западные, но и российские производители. Кто-то делает отдельные элементы, а кто-то и целую систему – и вентиляторы, и контроллеры, которые управляют и забором внешнего воздуха, и включением кондиционеров. Наиболее интересные системы интеллектуально управляют несколькими кондиционерами, оптимизируя их работу в разных условиях и повышая надежность всего комплекса.

Пока я не могу сказать, что такие системы активно используются нашими мобильными операторами, они пока лишь тестируются в опытных зонах.

– А с чем это связано?

– В нашей стране все, что связано с энергосбережением, запаздывает по сравнению с ситуацией на Западе, поскольку электроэнергия в России достаточно дешевая. У нас нет развитых механизмов, которые давно уже действуют в Европе. Например, не настолько существенна разница между стоимостью электроэнергии в дневное и ночное время. В России такие механизмы только начинают появляться. О социальной ответственности компаний в ключе экономии энергии и защиты окружающей среды у нас только начинают говорить.

В этой связи сейчас появились еще более интересные технологии, связанные как с энергоэффективностью, так и экологичностью. Как я уже говорил, в федеральных мобильных сетях есть достаточно много базовых станций, которые расположены в удаленных и труднодоступных местах, куда просто нет возможности стационарно подвести электроэнергию или это крайне дорого. Для решения этой проблемы операторы традиционно используют дизель-генераторы. Представьте себе, сколько проблем это создает службам эксплуатации операторов: периодически к базовой станции должна добираться машина с обслуживающим персоналом и заправлять дизель-генератор топливом. Генераторов должно стоять как минимум два для увеличения уровня надежности. Плюс стоимость самого топлива. Все это достаточно затратно. При этом такие базовые станции большей частью не окупают себя, так как расположены они где-нибудь в тайге на трубопроводах, в горных районах или вдоль автострад. Но отказаться от них оператор не может в силу своего федерального статуса и необходимости обеспечивать покрытие сети в районе этих стратегически важных объектов.

Однако сейчас появились совершенно новые, крайне интересные системы энергоснабжения, которые производятся пока только на Западе. Мы начинаем активно продвигать их на рынке России и СНГ.

Эти системы состоят из нескольких компонентов: так называемое хранилище энергии, солнечная батарея и ветрогенератор. Вместе они дополняют друг друга и создают очень эффективное устройство энергоснабжения, абсолютно независимое от внешнего подвода электроэнергии. Важно, что такие системы могут вырабатывать достаточно большие объемы электроэнергии, которые позволяют обеспечивать электричеством не только базовые станции, но и коммутаторы, контроллеры, узлы транспортной сети.
Естественно, необходимо учитывать природные факторы: блоки солнечных батарей следует использовать в солнечных южных регионах, а ветрогенераторы – там, где есть постоянный ветер определенной силы. Для определения в каждом конкретном случае состава комплекса, мощности составных элементов, емкости хранилищ энергии необходимо проводить анализ предполагаемого местоположения, поднять статистику Росгидромета, определить экономическую эффективность проекта, поэтому внедрение этой технологии вопрос не одного дня.

Однако проект очень перспективный. Главная новинка этих комплексов – это специальное оборудование для накопления энергии – хранилища энергии. Они практически не требуют обслуживания в течение 10–20 лет, что качественно отличает хранилища энергии от стандартных аккумуляторов, в работе с которыми есть много проблем: частое техобслуживание, низкий срок службы, большое количество параметров эксплуатации, нарушения которых приводят к еще большему снижению срока эксплуатации.

Если вкратце, то система питания новых комплексов строится по принципу аккумулятора на основе окислительно-восстановительной реакции потока ванадия (по сути, электрохимического реактора). В каждой из двух сетей капилляров циркулирует электролит с ионами ванадия: в одном содержатся ионы одного типа, в другом – другого. Электроны, перетекая с одних ионов на другие, создают электрический ток во внешней цепи.

Изначально на Западе такие системы использовались в режиме заряда ночью, когда действуют низкие тарифы на электроэнергию, и питания накопленной энергией телекоммуникационных объектов днем, когда тарифы существенно выше. Мы предлагали подобные решения нашим клиентам полтора-два года назад, но бизнес-кейс для России не выглядел достаточно убедительно из-за малой разницы в цене ночной и дневной электроэнергии. Теперь решение с хранилищами энергии дополнено и системами ее производства. Энергия вырабатывается ветрогенераторами и солнечными батареями, частично запасается в хранилище и расходуется по мере необходимости.

Естественно, эта новинка не вытеснит традиционные системы питания базовых станций, поскольку в городах и населенных пунктах в большинстве случаев есть достаточно дешевой электроэнергии. Но вот в труднодоступных местах эти решения через 3–5 лет способны заменить используемые на данный момент системы на 80%.

Особенность новых систем, о которых мы говорим, в том, что они одновременно решают несколько очень важных задач. Во-первых, энергосбережение, во-вторых, обеспечение бесперебойного питания телекоммуникационных объектов и, в-третьих, экологичность, поскольку для выработки электроэнергии используются природные возобновляемые источники. Не надо забывать и о том, что новые хранилища энергии можно использовать и в обычных системах электропитания – надо только понять бизнес-эффективность таких решений на конкретном объекте.

Сегодня такие решения уже используются в энергетике. Телекоммуникационные операторы пока активно тестируют их в опытных зонах. Мы ожидаем первых промышленных внедрений в следующем году. Кстати, наше правительство также рекомендует операторам активнее внедрять именно такие – экологичные и энергосберегающие – технологии. Как вы понимаете, в России этот фактор играет не последнюю роль. Кроме того, операторы планомерно улучшают покрытие своих сетей в труднодоступных регионах, и в таком случае от новых решений просто никуда не деться.

– А хватает энергии от таких «зеленых» источников?

– Естественно, перед установкой таких систем необходимо провести тщательное исследование условий и эффективности их работы. Отчасти поэтому и задерживаются первые реальные проекты. Но в южных регионах России и СНГ они наверняка будут эффективны: там много солнца. Мы с операторами проводим серьезную работу по каждому конкретному региону.

– Не слишком ли дорогой получается такая электроэнергия?

– Любая новая технология стоит дорого, но цена устройств снижается в разы, когда рынок переходит к их массовому внедрению. Кроме того, мы не исключаем, что отдельные компоненты могут производиться и российскими производителями.

– А что интересного вы делали в этом направлении и делаете сейчас?

– Интересным проектом по энергоэффективности стали разработка и внедрение мобильного ЦОДа со всей необходимой энергетической обвязкой для одного из операторов «большой тройки». Этот объект стал важным элементом ИТ-инфраструктуры крупного региона. В прошлом году «Техносерв» выполнил целый ряд проектов с применением энергосберегающих технологий для предприятий ТЭК, ЖКХ, больниц и пр. Но все это достаточно традиционные решения, а мне хотелось бы сконцентрировать ваше внимание на будущем.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.