В мае 1879 года Вернер фон Сименс продемонстрировал первую электрическую железную дорогу на промышленной выставке в Берлине. Спустя два года в пригороде Берлина Лихтерфельде пустили первый в мире электрический трамвай. Стоит ли говорить, кем он был сконструирован? Только сейчас речь не столько о Сименсе, сколько о сроках внедрения. В век пара электрическая энергия включалась в работу за несколько лет. Интересно, сколько времени уйдет на внедрение светодиодных светильников для уличного и дорожного освещения в России?
Их будет выпускать совместное предприятие, о создании которого договорились концерн Philips и «Оптоган». Доля «Оптогана» в СП составит 49%, Philips – 51%. Компания «Оптоган», основанная в 2004 году в Финляндии, быстро получила известность в Европе, а с 2009 года развернула деятельность в России. Акционеры компании – ее основатели, группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, ОАО РИК и ОАО «Роснано». Общий объем инвестиций в «Оптоган» составляет 4,64 млрд. рублей. Как сообщает президент «Оптогана» Максим Одноблюдов, компания инвестирует в СП 2,5 млн. евро. Производство предполагается развернуть в Санкт-Петербурге на заводе «Оптоган Таллинское», который «Оптоган» купил у финской Elcoteq в 2010 году. В мае там была запущена новая производственная линия. ЗАО «Оптоган» разрабатывает и производит светодиоды, а также осветительную технику и реализует на территории России проект по созданию вертикально интегрированного производства энергоэффективных источников света.
К концу 2012 года компания планирует выпустить до 6 тысяч светильников для наружного освещения, к 2015 году объем производства СП будет увеличен до 100 тысяч светильников в год. По прогнозам главы «Роснано» Анатолия Чубайса, объем российского рынка дорожного освещения с использованием светодиодов к 2015 году превысит 100 млн. евро. Не беремся судить, много это или мало, хватит или нет выпускаемой продукции для российских дорог. Тем более что светильники будут продаваться не только в России, но и в Белоруссии и Казахстане – членах Таможенного союза. Генеральный директор Philips в России и СНГ Арьян де Йонгсе утверждает, что светодиодные решения, применяемые в России, тестировались в сложных климатических условиях. Кроме светодиодных светильников СП будет разрабатывать интеллектуальные системы для уличного и дорожного освещения. Компания «Оптоган» – одна из немногих в мире и единственная в России, обладающая технологиями и полным циклом производства светодиодов и светодиодной техники, начиная с выращивания полупроводниковых кристаллов и заканчивая производством интеллектуальных систем освещения.
В ближайшее время в светильниках появятся светодиоды и электроника «Оптогана», локализацию планируется осуществить в течение шести месяцев. По исследованиям Philips, к 2015 году на светоизлучающих диодах будет основано 50% всего освещения в мире, к 2020-му – более 75%. Прогноз такого стремительного внедрения светодиодов легко объясняется. По сравнению с лампами накаливания и другими (галогеновыми, люминесцентными и газоразрядными) светодиоды позволяют сэкономить более 80% энергии. Напомним, что с 1 января 2011 года в России запрещены производство, импорт и продажа ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. Предполагается, что со следующего года может быть введен запрет на лампы накаливания мощностью 75 Вт, а с 2014 года – 25 Вт.
Есть ли препятствия на пути новых светильников к российским дорогам? Разумеется! Сейчас для уличного освещения в основном используются либо натриевые лампы (дают желтый свет), либо ртутные лампы высокого давления (сине-белого свечения). Есть пока и некоторое количество ламп накаливания. Замена последних двух типов на светодиодные, по мнению экспертов, абсолютно оправданна и выгодна экономически. Помимо этого, светодиодные источники света улучшают видимость на городских улицах и автомобильных трассах, что значительно повышает уровень безопасности на дорогах. Опыт реализации отдельных проектов по внедрению светодиодных светильников для освещения улиц и дорог есть. Однако планы Philips и «Оптоган» столь масштабны, что не грех вспомнить основную проблему. А она довольно прозаична. Будут ли на внедрение деньги? Известна высокая первоначальная стоимость светодиодных решений. И не стоит забывать про отсутствие мотивации к энергосбережению у тех, кто отвечает за дороги. Впрочем, руководство новой компании утверждает, что досконально понимает все особенности и требования российского рынка.
Если эти «мелкие препятствия» будут устранены, то по продажам своей продукции участники СП станут лидерами в России. В новой компании объединены современные светодиодные решения в сфере дорожного освещения и международные стандарты качества компании Philips с инновационными технологиями и знанием российского рынка компании «Оптоган».
По-видимому, «Оптоган» предложит дорожникам не только оборудование, а целый комплекс услуг: разработку и производство светодиодных чипов, консультации по использованию светодиодов в производстве осветительной техники; световой аудит объектов; составление детальных ТЭО при внедрении светодиодной осветительной техники; консультации по использованию светодиодных светильников на стадии проектирования и строительства объектов и даже привлечение финансирования по схеме энергосервисных контрактов от ведущих российских и зарубежных банков.
Поживем – увидим, что скорее: пустить трамвай по построенным дорогам в XIX веке или в XXI дороги осветить…
Виктор Санин