Казалось бы, давно канула в Лету эпоха Просвещения, и такое понятие, как просветительство, навсегда осталось где-то в позапрошлых веках. Но неожиданно некогда прогрессивная деятельность напомнила о себе в наши дни.Концепцию своего «Открытого клуба» москвичи Нина и Вадим Гинзбург сжато сформулировали так: это – первый в России проект культурного пространства. Почему открытый и для кого? Ответ супругов Гинзбург таков: потому что клуб не предполагает существования закрытых тем и не служит ограниченным интересам сложившегося художественного сообщества. Открытый для всех, кто любит культуру в самых разнообразных ее проявлениях, для кого она стала непременным атрибутом повседневной жизни.
«Мне самому все безумно интересно!»Наш разговор с Вадимом Гинзбургом проходит в его квартире, больше похожей на какое-то музейное или даже выставочное помещение. Музейный фарфор, на стенах – картины, картины... Собеседник перехватывает мой взгляд: «С коллекционирования все и началось».
По словам Гинзбурга, его судьба самая что ни на есть обычная. К прославленным в различных сферах жизни однофамильцам никакого отношения не имеет. Родился в семье военного и учительницы, которые и привили любовь к прекрасному своим четверым сыновьям. Была учеба в Институте железнодорожного транспорта, ее сменила унылая работа в одном из НИИ, а когда в конце восьмидесятых удалось открыть свой бизнес и начать зарабатывать, вместе с женой заболели коллекционированием фарфора советской поры. Молодая пара знакомилась со многими интересными творческими людьми, которые охотно делились своими взглядами. И когда, по словам Вадима, количество стало переходить в качество, захотелось, чтобы и другие смогли получить эти богатейшие знания. Нужно было только отдельное помещение, где люди могли бы встречаться с художниками, музыкантами, артистами, поэтами, искусствоведами... С теми, кто может по достоинству оценить творческую составляющую жизни современного человека. Кто готов к общению в системе ценностей, которая не обязательно совпадает с официальной или популярной. Наконец, с теми, для кого культура – среда обитания. И, когда появилась возможность приспособить под клуб одно из соседних помещений, супруги Гинзбург не стали долго раздумывать.
Мой вопрос развеселил хозяина квартиры. «Если это и можно назвать бизнесом, то только со знаком минус. Надо это прежде всего нам самим. Ведь все это безумно интересно. И нам всегда очень жаль, если приходится пропускать какую-нибудь встречу».
Когда супруги открывали свой клуб, знакомые пророчествовали: народ, особенно богатый, к вам так и повалит. Нет, не повалил. Многих обеспеченных и состоятельных людей отличает гипертрофированное самомнение: раз смогли заработать состояние, значит, им дано и умение разбираться во всем. Но то, что не продается, их уже мало интересует. Получается: чем выше достаток, тем более невежествен человек? А невежеством, утверждали просветители прошлого, порождаются многие беды общества. Поэтому можно сказать: то, что происходит в «ОК», есть процесс формирования настоящей интеллигенции.
Пространство культурного обмена Оно, это пространство на улице Спиридоновке, 9/2, совсем не большое по площади. Но по своему внутреннему содержанию – просто огромных размеров!
Одними из первых в тематике клуба значились бардовские концерты. Только оказались они, признается Вадим Гинзбург, дорогостоящими мероприятиями. «Деньги стали хорошей лакмусовой бумажкой, которая помогла многое определить, – вспоминает он то время. – И я пришел к выводу, что можно делать все интересно и без огромных затрат». Но «деликатный» вопрос вскоре снова встал на повестку дня. Содержание некоммерческого клуба требовало новых вложений. Пусть и небольшие гонорары, но их нужно выплачивать иным далеко не богатым работникам искусства и культуры. Пришлось найти в себе силы и преодолеть жуткое стеснение брать плату за вход в клуб. Однако все его члены отнеслись к этому с большим пониманием. Деньги снова сыграли свою роль лакмусовой бумажки...
Всего за восемь месяцев жизни «Открытого клуба» в его стенах состоялось столько встреч, что поневоле поражаешься энтузиазму его идейного вдохновителя, креативного директора, администратора и организатора в одном лице. Тут, впрочем, Вадим вносит поправку: не так давно у него появилась замечательная помощница – Катя Прокошева, которая взяла на себя многие функции администраторской работы.
Серию выставок открыла экспозиция работ «Цветы и тени» друга семьи Гинзбург художника Рашида Доминова. Потом была «Скульптура – графика» Ольги Карелиц. Затем «ОК» совместно с галереей «Петерсон» представил проект «Открытый бассейн имени Малевича». Оригинальность в подходе к выбору темы, свежесть взглядов на окружающую действительность продемонстрировали выставки «Бумажный натюрморт» Андрея Волкова и «Стены» Леонида Семейко, «Календарь» Марины Принцевой и «Уцелевшие в пламени» Анатолия Зверева, «Стекло как материал для искусства» Ольги Победовой и «Между вечностью и бытом» Елены Галеркиной...
Любопытен комментарий Вадима Гинзбурга: «Нам неинтересно с художниками, которые выставляются во всех галереях. Если человек известен, то хочется эксклюзивности, хочется увидеть в его работах какой-то новый необычный поворот. И в этом плане нам интереснее работать с малоизвестными художниками. Вот, например, недавно в клуб случайно зашла группа молодых художников. Они предложили устроить выставку-перфоманс «До лампочки». (Забегая вперед, скажу, что на момент выхода нашего журнала в свет эта необычная экспозиция уже в числе состоявшихся. – Прим. авт.) И проект этот посвящен совсем не равнодушию, как может показаться из названия. Просто такой знакомый предмет, как электрическая лампа, становится художественным материалом для творчества».
Особое место в тематике встреч занимают лекции. Они открылись «Беседами с Сашей Балашовым» о новой истории искусства в России. Своим взглядами на «похороны постмодернизма в контексте истории мировой культуры» с участниками «Открытого клуба» делился академик, писатель и основатель «искусства Третьего тысячелетия» Слава Лен. С циклом рассказов «Судьбой дарованные встречи», посвященных таким великим нашим современниками, как Леонид Утесов, Фаина Раневская, Григорий Ярон, Николай Гриценко, Андрей Миронов, в клубе не раз выступал заслуженный деятель искусств, театровед Борис Поюровский. Музейный деятель, историк и теоретик искусства Виталий Манин знакомил членов клуба с положением дел в современном изобразительном искусстве.
Не менее увлекательными оказались и лекции о прошлом нашего Отечества. Блестящие рассказы учителя истории одной из московских гимназий, автора учебников по этому предмету Леонида Кацвы были посвящены московскому государству XV века, правлению первого русского царя и последнего великого князя из рода Рюриковичей Ивана Грозного, которое оставило современным историкам много вопросов и загадок, и не менее спорному периоду – Смутному времени. А о «забытой» своими коллегами Москве XVII века напомнил на одной из встреч историк Олег Василик.
Музыкальные вечера так же, как и выставки с лекциями, стали неотъемлемой частью клубной жизни. В стенах «ОК» со своими концертами выступали одна из лучших российских джазовых певиц Анна Бутурлина и трио Алексея Беккера, известнейший поэт и бард как советского, так и постсоветского времени Юлий Ким, мастер искрометного юмора в бардовской песне Леонид Сергеев, поэт и композитор Александр Суханов, виртуозы группы «Бархатный сезон» и дуэт «Мастер Гриша».
Жизнь «Открытого клуба» уже ознаменовалась и двумя театральными постановками. Сначала студенты-третьекурсники из знаменитой «Щепки» представили программу «Свободная стихия», мастерски объединив произведения Александра Пушкина, Марины Цветаевой и Даниила Хармса. А не так давно с не меньшим аншлагом прошел моноспекталь актера и режиссера-постановщика Алексея Левинского «Последняя лента Креппа» по Сэмюэлю Беккету.
И какие теплые литературные вечера проходят в клубе! Москвовед Елена Приморская раскрыла тему булгаковской Москвы, а преподаватель гимназии и литературовед Елена Волжина блистательно показала совершенно с неожиданной стороны мир другого великого писателя – Николая Гоголя. А еще в клубе был творческий вечер поэта Игоря Иртеньева.
Особую гордость Вадима Гинзбурга вызывает «клуб политических дискуссий». Еще бы! Ведь свой взгляд на то, какой будет Россия лет через пять, высказывал председатель подмосковного отделения партии «Правое дело» и автор ряда научных трудов Борис Надеждин. Бывший председатель Правительства РФ Михаил Касьянов выступал перед собравшимися на тему «Оппозиция в России». А о «проблемах и вызовах в современной экономике» рассказывал известный российский политик и ученый-экономист Владимир Мау.
В клубе проходят и презентации книг. Первой была «Гала Соркина». Знакомство с альбомом под редакцией Нины и Вадима Гинзбург о талантливейшей женщине-скульпторе организовали, конечно же, сами супруги. Во время второй презентации участники «Открытого клуба» узнали о творчестве блистательного архитектора-реформатора, который не боялся работать в различных стилях. Поэтому и название альбома – «Архитектурная сказка Федора Шехтеля».
Один из вечеров превратился в «Беседы о моде». Известный дизайнер Манана Антелидзе приоткрыла завесу этого роскошного мира и поведала о том, что вдохновляет ее на создание новых образов. Другой вечер посвятили балету. Ведущий артист Русского камерного балета «Москва» Дмитрий Кожемякин рассказал об истории возникновения балетного театра в России. А однажды в клуб пришел архитектор Тимур Башкаев и познакомил всех со своим проектом – реконструкцией Ярославского вокзала.
Для кого-то из участников «Открытого клуба» стало открытием то, что винопитие тоже может быть искусством и культурным явлением. Во время одной из дегустаций, которая называлась «Вино и бокалы», настоящий мастер этого дела Александр Зорин продемонстрировал, как сильно бокал влияет на органолептические свойства напитка. В другой раз победительница всероссийского конкурса сомелье Татьяна Селиванова наряду с историей о каждом вине поведала про основные черты винодельческого региона и страны в целом.
А вот что такое настоящий кофе и как им наслаждаться, рассказывали знатоки этого волшебного напитка Олег Степанов и Дина Хакимова.
Ну и конечно, какой же клуб без кино? Один из вечеров был посвящен выдающемуся кинорежиссеру и сценаристу Сергею Параджанову. А еще раньше, во время первых встреч, состоялась демонстрация фильма Вуди Аллена «Все говорят, что я люблю тебя».
«Нам очень приятно начать показы кино в «Открытом клубе» именно с этого фильма. Во-первых, он про любовь, во-вторых, идеально вписывается в концепцию субъективного, личного выбора фильмов для просмотра, а в-третьих, чем-то неуловимым напоминает публику и атмосферу, которая была на открытии клуба в мае. Напоминает попыткой найти гармонию и красоту, круг друзей и, конечно, превратить это все по возможности в праздник», – под этими словами Нины и Вадима Гинзбург готов подписаться каждый участник «Открытого клуба».
И каждый вечер в час назначенный?Нет, конечно же, не каждый: встречи в «ОК» проходят по вторникам и четвергам. Хотя... «Да, мы с Ниной с тревогой думаем о том, что аудитория скоро вырастет, – Вадим Гинзбург отвечает на очередной вопрос, но тут же с улыбкой добавляет, что не очень-то они этого и боятся: – Будем тогда не два раза в неделю встречаться, а каждый день».
Хотя такое дело на поток не поставишь. Тут невозможно не согласиться с Вадимом: это действительно штучное производство. Сначала надо придумать тему. Потом приходится искать «правильных» художников, искусствоведов, историков... А дальше – готовить помещение для той или иной встречи.
Мой собеседник охотно делится опытом: «Спрашиваете, как это получается? Главное, чтобы было интересно! Вот, скажем, недавно спросил: ребята, вам интересно будет встретиться с космонавтом? Большинство за. Начал искать, и скоро такая встреча состоится в нашем клубе».
«Друзья и знакомые помогают, а также их друзья и знакомые, – продолжает раскрывать свои секреты Вадим. – Тут самое главное – узнать телефон и преодолеть робость, чтобы набрать номер и попросить известного человека прийти». Из знаменитостей гостями клуба станут российский политик Борис Немцов и бывший министр культуры Михаил Швыдкой. Потрясающий Владимир Мау пообещал снова прийти и поговорить на предложенную тему о взаимосвязи экономического развития с уровнем политических свобод в стране.
Конечно, и случай тоже играет свою роль. Совершенно случайно супруги Гинзбург познакомились с хозяйкой галереи кукол, которая сама предложила устроить выставку и рассказать все об истории кукол и их костюмов.
Как долго сможет прожить «Открытый клуб»? Нина и Вадим твердо уверены: до тех пор, пока все участники будут видеть в нем пространство для обмена смыслами, идеями, мнениями. Пока для каждого из них найти собеседника будет много важнее, чем найти аудиторию: «От монологов, которыми слишком часто бывает наполнена жизнь, мы возвращаемся к диалогам о нашей жизни как культурном феномене».
Сергей Рогожук