Авторизация


 

Рецидив рецессии

Рецидив рецессииВторая волна глобального мирового финансового кризиса стала реальностью и может лишь усугубиться, обрести масштабы 2008 года и принести более серьезные последствия для мировой экономики. Если западные регуляторы проявят крайнюю глупость: будут заниматься самоуспокоением, не реагируя оперативно на происходящее, и если каждое государство будет решать исключительно собственные трудности, глобальной рецессии не избежать.

Великая депрессия была для главы Федерального резерва основной темой во времена обучения в университете. Господин Бернанке является мировым авторитетом в этом вопросе и, надо полагать, отдает себе отчет, насколько опасно отказываться от стимулирования экономики в периоды ее ослабления. Европейцы также сейчас хорошо понимают, что у них нет возможности для маневров. Идет буквально насаждение экономической интеграции. Финансовая помощь предоставляется в обмен на уступки в бюджетной, налоговой, внутренней политике. И эта интеграция будет лишь усиливаться по мере ухудшения положения в ряде государств. Да, все это выглядит неупорядоченно, очень по-европейски – с криками, стонами, скандалами, но похоже, что процесс идет медленно, но верно.

Каков будет отток капитала из Европы и как это отразится на сырьевых странах-экспортерах, таких, как Россия? Если спрос на экспортные товары сократится, бюджет рискует стать дефицитным, поставив под сомнение экономический рост. Это очень похоже на то, когда в заезде участвуют две лошади: одна – старая хромая кляча, которой управляет 80-летний наездник, а вторая – настоящая машина. На какую лошадь вы поставите? Ответ очевиден.

Стабильная политическая обстановка в России (за период кризиса она сильно изменилась в сторону большей централизации власти) – это скорее хорошо, поскольку позволяет быстро осуществлять жесткие решения. Проблем в финансовой и экономической сфере страны предостаточно. Огромная ошибка заключается в том, что Россия не создала собственного рынка капитала. Это огромная упущенная возможность. Например, у Бразилии есть значительный собственный рынок капитала, и это залог гораздо меньшей волатильности даже при том, что страна тоже имеет сырьевую экономику. Неоценимую роль играет то, что значительная часть активов находится в долгосрочной собственности внутренних игроков. А Россия зависит от иностранного капитала, который то приходит, то уходит. Это вносит сильный элемент нестабильности и плохо сказывается на российской экономике. Этот вопрос необходимо решить. Не важно, назовем мы это созданием в Москве международного финансового центра или как-то иначе, но нам определенно нужна крупная пенсионная система, адекватная рыночная инфраструктура, российские долгосрочные институциональные инвесторы в долговые и долевые инструменты. Это обеспечит нас капиталом и создаст стабильность. Отечественные собственники в отличие от иностранных не станут продавать активы при первых затруднениях.

Создание рынка капитала в течение трех-четырех-пяти лет – направление для развития финансовой системы страны.

После того как десятки российских банков столкнулись с серьезными трудностями, государственное регулирование банковского сектора усилилось и многие банки оказались под госконтролем. Так ли это плохо, если вспомнить, что сильные госбанки дают России и определенные преимущества. Например, в борьбе с кризисом. Однако для России в целом крайне важно диверсифицировать свою финансовую систему, потому что в среднесрочной перспективе сильные госбанки и отсутствие развития финансового сектора означают менее эффективную, менее динамичную конкуренцию, создают сложности для малого бизнеса. Доминирование небольшого числа крупных игроков, для которых созданы более благоприятные условия, вызывает перекосы в финансовой системе. Приватизация Сбербанка, дальнейшая приватизация ВТБ – со временем эти активы перейдут в частную собственность. Как бы это крамольно или фантастично ни звучало, но со временем Сбербанк и ВТБ станут частными банками. За последние 20 лет Россия приватизировала активов больше, чем любая другая страна мира, причем в разы больше, возможно, в пять–десять раз. Россия научилась приватизировать, в этом можно не сомневаться, но это постепенный процесс. В России будет экономика с мощным частным сектором и гораздо более узким кругом активов под государственным контролем или будет какая-то другая система государственной власти. По-другому не бывает.

Россия стала неотъемлемой частью мировых рынков. Нам нужно учиться глобализации, нужно бороться с комплексами по поводу глобализации. Глобализация – это насущная необходимость. России нужно диверсифицироваться, получать доступ к ноу-хау и технологиям, которые доступны только компаниям международного уровня. Иного пути нет. Глобализация дает международное присутствие, доступ к возможностям и активам.

Западная модель изжила себя. Она дошла до крайности и больше не работает. И дело не только в кризисе. Довольно длительное время западные экономики плохо управлялись. Правительства стали большими и неповоротливыми, социальная поддержка – чрезмерной. Группы влияния в политике слишком разрослись. Развивающимся странам стоит задуматься, как избежать ошибок Запада на пути к обществу среднего класса. У развивающихся стран есть важная возможность избежать в своем развитии этих ошибок. Усвоить урок Запада необходимо всем. А вот как разные страны усвоят этот урок, чему научатся, это пока непонятно. 25 лет назад все думали: нужно просто скопировать то, что есть на Западе, и все будет отлично. Теперь уже никто так не считает.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.