В 1898 году Антон Филипс, один из братьев-основателей будущей крупнейшей компании в области электроники, заключил первый контракт на поставку 50 000 угольных ламп-свечей для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Это стало ключевым событием для коллектива из десяти сотрудников. В начале двадцатого века, в 1914 году, в столице Российской империи было открыто первое российское представительство Philips&Co.
– Рохир, говорят, вы считаетесь одним из лучших специалистов по световым решениям и, когда надо придумать что-то оригинальное, всегда обращаются к вам?– Вас интересует архитектура, художественные решения или проблемы энергосбережения?
– Для начала поговорим о прекрасном – об архитектуре.– Энергосберегающие технологии очень важны, но они полнее раскрываются, когда световое решение не просто красиво, а несет определенную смысловую нагрузку. Чтобы создать световое решение для города, дома, магазина, нужно для начала понять, как его себе представляют и что он него ожидают заказчики или городские жители. Я бы хотел, чтобы моя работа в Philips сделала световые решения не только функциональными, но и позволила бы им улучшить качество жизни людей. Я учился в Академии искусств, изучал кинопроизводство, это хорошая база для специалиста по свету. Сейчас мы создаем своеобразную световую живопись: меняем цвета, их интенсивность. Функции света расширились, из чисто технических (чтобы было светло) они стали ближе к искусству, к созданию комфортной среды. При разработке своих продуктов Philips исходит именно из этих принципов.
– Давно ли вы работаете в России? Какой город вам больше нравится и как город, и с точки зрения работы света?– Первый раз я приехал в Санкт-Петербург лет 10–12 назад и влюбился в него. Мне было в нем легко жить, перемещаться, я не боялся заблудиться – это нормальный европейский город. Я родился и вырос в Амстердаме, а Петр Первый при строительстве Петербурга использовал архитектурные идеи из Голландии. Потом я отправился в Москву. Она более динамична, в ней чувствуется больший потенциал, этот город немножко сумасшедший. Поэтому такие же сумасшедшие дизайнеры, психологи, ученые могли бы приложить здесь силы и существенно улучшить его. Но сначала город должен сам захотеть этого, он должен создать специальный климат – и тогда все сработает. Это достижимо, поскольку Москва – бизнес-город.
– А что, есть такие счастливые города, где есть такой специальный климат?– Знаете, для западного человека, в отличие от россиян, любой город хорош, если он дает возможность работать. Все остальное – вторично, хотя я, как человек, выросший в европейском городе, люблю кино, театры, инфраструктуру, хорошую социальную среду. Особенно важно все это видеть и понимать при разработке световых решений. Проект в Амстердаме, к примеру, будет радикально отличаться от решения для Москвы.
– Вам удалось создать удачные решения в Сочи, я слышал?– Пока что в Сочи еще ничего не реализовано, но я поделился своими идеями с администрацией города, и у нас возник интереснейший диалог. Замечу, что Олимпиада – это далеко не все, чем интересен Сочи. Это прекрасный город с огромным потенциалом, и, когда телекамеры со всего мира съедутся на Олимпийские и Паралимпийские игры, у города будет прекрасная возможность показать миру свое красивое южноевропейское лицо.
Олимпиада – катализатор для работы в Сочи и для всей страны в целом.
– Когда вы начнете работать в Москве?– Более века назад Philips уже был в России и поставлял угольные лампы для освещения Зимнего дворца. У компании и России длинная совместная история, здесь глубокие корни – и творческие, и организационные. Я готов помогать российским компаниям в создании творческих дизайнерских решений, оригинальных проектов. В России уже создана мощная основа, и это залог успеха.
– Несколько слов о конкретных проектах.– Мы создаем энергоэффективные решения. Это – главное. Кроме того, светодиодные решения дают свободу дизайнеру. Светодиоды очень маленькие по размеру, их можно разместить как угодно…
– Вы можете быть пуантилистом?– Это замечательная идея! Я ее использую! А пока что, представьте, вы строите большую башню, дом-башню. Раньше, чтобы ее осветить, нужно было строить еще и громоздкую конструкцию для освещения. Отсюда ограниченность движения, возникает световое загрязнение, да и просто очень дорого. Тратится огромное количество энергии. А светодиоды достаточно поместить в алюминиевый профиль – и все, готово! Светодиоды полностью изменили правила игры. Мы сейчас применяем такие решения, о которых раньше и мечтать не могли. Это очень интересно и для владельцев здания: светодиодные решения дешевы, они практически не нуждаются в обслуживании…
– По сути, вы становитесь светоархитекторами?– Да, можно так сказать. Из компании, которая делала освещение, конструкции, мы становимся компанией, создающей световые решения. Мы – компания номер один по световому оборудованию в мире. Мы же и крупнейшие разработчики световых решений с применением светодиодов. Мы работаем во многих городах, улучшая их освещение, создавая комфортную городскую среду. Мы часто сотрудничаем с дизайнерами магазинов, торговых центров, офисных помещений, портфель разработок и заказов в России и во всем мире очень велик.
– Работают ли с вами медики, психологи? Свет, освещение – слишком важное дело, чтобы отдать его на откуп только бизнесу.– Конечно! Принцип Philips – открытость. Когда мы принимаемся за проект, в нем, кроме заказчиков, которые дают нам понять, что является для них главным, участвуют ученые и дизайнеры. Когда мы работаем в больнице, врачи диктуют нам основные условия, в школах – учителя.
– Что вам больше нравится – получать деньги за работу или иметь возможность творить, работать творчески?– Для меня лично главное – творческий процесс. Но если за это еще и платят – прекрасно! Признаюсь, у меня с детства страсть к свету, с его помощью я могу – как бы это сказать? – самовыражаться. Я мог бы без конца рассказывать, что можно творить со светом!
– Рохир, у вас есть две дочери. Что бы вы сказали своим детям о своей работе?– Для начала: когда будете выбирать, что делать в жизни, следуйте велению своего сердца. Очень важно в жизни самореализоваться. Чем занят я? Можно так сказать по-русски: светохудожник? Это вы натолкнули меня на эту мысль.
Беседовал Алексей Иванов,
главный редактор журнала «Энергополис»