2011-й – урожайный на юбилеи год. Нам в России и без того, как говорится, хватает поводов отметить что-нибудь, а тут еще и юбилеи. Ну как же?! 25 лет с начала перестройки в СССР, 20 лет отмены 6-й статьи Конституции страны (о руководящей и направляющей роли КПСС) и, наконец, 12 июня ровно 20 лет с того дня, когда Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Для тех, кто не в теме, именно в честь этого события мы, собственно, и празднуем День России.
Что это за праздник такой, а может, и не праздник это вовсе, а может, все это надумано и позаимствовано, как тот же день некоего святого Валентина, что в народе у нас уже не иначе как разминкой к 8 марта назвали. И можно было бы, наверное, понять 4 июля в США. Правда, непонятно, независимость от кого и от чего отмечают в Штатах. Точнее, понятно, конечно, но все же нам с историей нашей страны и с наших берегов все это смотрится как-то не очень. Ну почему бы нам не отмечать победу на поле Куликовом?
Удивительным образом день 12 июня стал историческим для новой, постсоветской России дважды. Сначала Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР (в составе СССР).
А ровно через год, 12 июня 1991 года, Борис Ельцин получил 45 552 041 голос избирателей (57,3% от принявших участие в выборах) и стал первым в истории Президентом России.
Удивительно, но и признавали 12 июня государственным праздником тоже дважды. Сначала Верховный Совет РФ своим постановлением от 11 июня 1992 года установил, что «день принятия Декларации о государственном суверенитете – 12 июня является праздничным (нерабочим) днем». И уже на следующий день страна отдыхала.
Затем началась активная фаза противостояния Ельцина и Верховного Совета, которая закончилась осадой и расстрелом здания парламента осенью 1993 года. Решения того Верховного Совета стали как бы нелегитимны, и 2 июня 1994 года Ельцин уже своим указом объявил «12 июня государственным праздником». Из названия документа в президентском указе куда-то чудесным образом испарилась прежняя формулировка «РСФСР».
В стране все равно мало кто понимал, что это за праздник, зачастую его называли Днем независимости России, очевидно, по аналогии с празднованием Дня независимости в США. И Борис Ельцин в своем телевизионном обращении, как раз 12 июня 1998 года, предложил переименовать праздник в День России. Официально это было сделано в 2002 году, с вступлением в силу в феврале 2002-го нового Трудового кодекса РФ.