Так приветствовали посетителей презентации первого серийного электромобиля Mitsubishi i-MiEV говорящие роботы, хаотично передвигающиеся по холлу бизнес-школы Сколково. Рядом с электромобилем, к которому было привлечено всеобщее внимание, разработанные отечественными учеными роботы смотрелись очень гармонично и с удовольствием давали интервью посетителям, рассказывали о преимуществах новинки и даже шутили и предлагали сфотографироваться.
Место для презентации выбрано не случайно. Во-первых, сегодня Сколково – это символ технологий будущего, а во-вторых, именно этот инновационный центр участвует в переговорах на право разработки зарядных станций для электромобилей.
«Это важное открытие, новая страница в истории автомобильной индустрии. То, что сто лет назад казалось фантастикой, становится реальностью, – такими словами ведущий открыл конференцию. – Автомобили i-MiEV – это результат более чем 40-летних разработок и испытаний инженерной команды Mitsubishi Motors corporation в области электродвигателей. Это гармоничное сочетание новаторских и инженерных технологий, продуманного дизайна и впечатляющих технических характеристик».
«Сейчас начинаются ограниченные тестовые продажи с первым фокусом на Москву, второй фокус – Санкт-Петербург плюс некие локальные проекты. По результатам этих тестовых продаж мы будем распространять продажи автомобилей на всю нашу дилерскую сеть», – рассказал Андрей Панков, главный исполнительный директор «РОЛЬФ Импорт», дистрибьютора Mitsubishi Motors в России.
Электромобиль окажет существенное влияние на экологию современной жизни. Это избавит улицы города от выхлопных газов, а также от шума: электромобиль невероятно тихий. В этом смогли убедиться участники тест-драйва нового авто. Более низкий уровень шума обеспечивается меньшим количеством движущихся частей и механических передач.
Производители утверждают, что электромобиль – вещь более простая и более удобная, чем обычный электромобиль с бензиновым двигателем. Участники тест-драйва отмечали простоту эксплуатации i-MiEV и плавность хода, которая обеспечивается отсутствием необходимости переключения передач. Вместо привычной коробки передач в i-MiEV расположен рычаг выбора режимов. Достаточно выбрать один из трех режимов для динамичного, комфортного (с постоянной скоростью по загородным дорогам) или экономичного (для долгих спусков, когда требуется максимальное торможение) вождения.
Электромобиль разгоняется до 80 км/ч примерно за десять секунд. А расположение батареи под полом электромобиля и, соответственно, низкий центр тяжести позволяют уменьшить крены кузова на поворотах. Поэтому управляемость нового электрокара значительно превосходит обычный автомобиль с электродвигателем.
Также производители отмечают, что пользователю совсем не нужно знать устройство автомобиля, и рекомендуют относиться к электрокару как к мобильному телефону или ноутбуку, которые все уже давно привыкли регулярно заряжать и никто не пытается понять, что у них внутри.
Электромобили не являются взрывоопасными, что гарантирует надежность и безопасность водителя и пассажиров. Но в то же время бесшумность автомобиля заставляет задуматься о том, не увеличится ли количество аварий на дороге, так как пешеходы не будут слышать приближение транспорта.
В случае аварии система определяет ударное воздействие и отключает силовую аккумуляторную батарею и другие высоковольтные цепи, уменьшая тем самым опасность поражения пассажиров электрическим током. Также при неисправности какого-либо узла или агрегата система определяет, что дальнейшее движение невозможно, и отключает электрическую систему.
Тестирования показали, что электромобилю не страшен ни дождь с глубокими лужами (эксперименты подтвердили, что это никак не влияет на электрические детали i-MiEV), ни сильный мороз (электромобиль успешно используется в странах с постоянно низкой температурой, например в Норвегии).
Одного заряда аккумуляторной батареи электромобиля достаточно для преодоления 150 км. Полная зарядка аккумуляторов происходит за 6–8 часов от обычной домашней розетки напряжением 220 В. Можно осуществить и экспресс-зарядку за 30 минут, но только на специальных заправочных станциях. Станции бывают трех видов: бытовые 220-вольтовые способны зарядить i-MiEV за 8–10 часов и стоят несколько сот евро, вдвое более быстрые трехфазные терминалы на 380 В тянут на несколько тысяч евро, а самые производительные, заправляющие электрокар на 80% всего за 15–30 минут, обойдутся уже в 30–50 тыс. евро.
Развитием сети электрозаправок занимается Московская объединенная электросетевая компания (ОАО «МОЭСК»), которая в течение года планирует установить в Москве и Подмосковье 28 зарядных станций. Цель ОАО «МОЭСК» – создать открытую зарядную сеть с единым управлением, которая поможет избежать, в частности, локальных перегрузок электросети.
Когда разговор дошел до стоимости i-MiEV, слушатели заметно приуныли: отдать за первый в России электромобиль придется 1 млн. 800 тыс. рублей. Из них около 600 тыс. – таможенные и другие сборы. В целом Андрей Панков отметил, что электромобиль, как правило, вторая машина в семье, которая используется в основном для загородных поездок.
Успокаивает лишь то, что согласно расчетам «РОЛЬФ Импорта» бензиновый автомобиль со средним расходом топлива 10 л/100 км и годовым пробегом 25 тыс. км потребует 62 500 рублей в год (при условной цене бензина в 25 руб./л), а i-MiEV – всего 5600 рублей по среднему из дневного и ночного электротарифов. Кроме того, продавцы обещают значительно более низкие затраты на ТО, которое необходимо проводить каждые 20 тыс. км пробега, – ведь i-MiEV в отличие от традиционных автомобилей не требует смены масла, фильтров.
Алена Бацман