Мы находимся в очень специфическом моменте истории России и мира в целом. За последние несколько лет произошел целый ряд изменений в мировой экономике, которые приведут к новым парадигмам в развитии мира в целом и России, потому что мы часть мировой экономики, 50% нашего ВВП образуется во внешнеэкономической деятельности.Изменения, которые происходят в мире, очень заметны и хорошо известны. Во-первых, мы накопили огромное количество проблем, особенно развитые страны. Эти проблемы связаны с публичным долгом, неэффективностью инфраструктуры, проблемы двойного дефицита в США. Эти проблемы требуют разрешения, но пока непонятно какого. Кроме того, сюда прибавляются техногенные и природные катастрофы.
При этом мы видим второй важный фактор меняющегося мира – переход акцента в мировом развитии с Запада на Восток. США и Европа, несомненно, продолжают развиваться, но теряют свои позиции по сравнению с Азией, странами БРИК. Крупный бизнес смотрит на эти страны с большой надеждой, гораздо большей, чем на Европу и США. Это обусловлено тем, что туда переместился экономический рост. Появилась новая парадигма в развитии нашей цивилизации. Примерно 3,5 млрд. человек в Азии присоединяются к «золотому» миллиарду по качеству жизни.
Для России возникает вопрос, как мы выглядим в этом контексте. Исторически есть два пути развития национальной экономики: это либо дешевая рабочая сила, либо дешевое сырье. Традиционно Россия воспринимается как страна с низкой стоимостью рабочей силы и с низкой стоимостью факторов производства, что сегодня уже не совсем так. Наш ВВП достиг 10 тыс. долларов на душу населения. Россия больше не страна с низкой заработной платой. Мы часто сталкиваемся с тем, что заработная плата растет быстрее производительности труда. Нам становится все дороже нанимать квалифицированных работников. Россия перестала быть страной с низкими издержками. Мы не можем конкурировать по этому фактору с азиатскими странами.
Россия, традиционно воспринимавшаяся как страна с низкой стоимостью ресурсов, перестает быть таковой. У нас практически в два раза выросла стоимость электроэнергии за последние три года, увеличились железнодорожные тарифы. Это тревожная тенденция. Во многих наших регионах стоимость электричества уже превышает или приближается к американским ценам. Все это ставит перед нами вопрос, как мы будет расти и развиваться.
Мы все чаще во внутрикорпоративных наших разговорах и от аналитиков слышим фразу: «Застряли в середине». Для нас, на мой взгляд, стоит необходимость сделать выбор пути развития. Путь инноваций является для нас возможностью обеспечивать темпы экономического роста, на которые мы рассчитываем.
Нам нужны инновации. Ключевыми факторами, которые создают возможности для инноваций, являются доминирование частной собственности в экономике, защита прав собственности, свободная конкуренция и фискальная политика. Это актуально не только для инновационной политики, не только для стимулирования инноваций.
На мой взгляд, это миф о том, что государство должно быть главным стимулятором инноваций. Интересно, как развивается эволюция наших взглядов на эту тему. В 90-е годы существовало твердое убеждение в том, что государство не может быть эффективным собственником, не может эффективно потратить средства. Мне кажется, что мы так и не научились тратить государственные средства. Мы все чаще говорим, что государство должно тратить деньги, должны быть материальные программы. Как мне кажется, это спорный вопрос. Мы знаем, что эффективность государственных трат, государственного управления имеют естественные ограничения, особенно в таких странах, как наша, с нашей долгой историей бюрократии и коррупции.
Мы не знаем, что будет эффективно через пять лет. То, что сейчас считается инновацией, через три года может таковой не оказаться. Мы, в принципе, не знаем будущего, поэтому сегодня по решению кого-либо вкладывать деньги в какие бы то ни было инвестпрограммы нужно очень осторожно. Мне кажется, что роль государства здесь заключается в стимулировании. Мне кажется правильным, что Москва смотрит на это именно так, что надо больше частного влияния для принятия решений и меньше государственных, бюджетных трат.
Конкуренция. У нас традиционно крайне низкое качество институтов. Борьба с коррупцией и повышение эффективности государственных механизмов являются для нас ключевыми. Причем здесь, как мне кажется, важно не столько абстрактное морализаторство поведения чиновников, а важен пересмотр российских законов.
Фискальная политика. За последние два года в России, стране с очень благоприятным фискальным режимом, были подняты налоги. Когда мы говорим нашим иностранным коллегам про наши 9% подоходного налога с дивидендов, 12% подоходного налога с личных доходов, на них это производит неизгладимое впечатление. То, что происходит сегодня, — это отход от этого важного фактора конкурентоспособности, который был очень эффективным в нашей стране. Сейчас мы слышим активные декларации о росте налогов. Честно признаюсь, что для нас, для крупного бизнеса, это тоже болезненная вещь, но для предприятий металлургии, для энергетики, где доля живого труда низка, поднятие социальных налогов более болезненно. Для крупных компаний, таких как «Северсталь», не так болезнен рост платы за землю, но для малого бизнеса это чрезвычайно болезненная нагрузка. То, что налоги выросли, —
это плохо, – но для малого и среднего бизнеса это катастрофично. Малый бизнес в России дает 4% ВВП, в Англии 70%, в Китае 15%. Наша ситуация катастрофическая. Изменение ситуации с налогами крайне важно.
Я недавно прочитал, что, когда Македонский захватил Египет, он пришел к Эвклиду и попросил его научить за пару дней геометрии. Эвклид ему ответил: «Нет царских ворот в геометрии». Это означает, что нельзя освоить геометрию за пару дней, даже если ты император, даже такому великому, как Александр Македонский. Я это говорю к тому, что если мы хотим, чтобы у нас была инновационная экономика, нам надо что-то делать, просто делать, и все.
Сейчас Россия на том перекрестке, где мы должны решить, сможем ли мы сделать те реформы, о которых так много говорим, или нет. Если мы это сделаем, тогда, наверное, темпы роста буду выше, чем 4%. Я думаю, что мы сможем рассчитывать на темпы роста 8–9%, как в Индии и Китае. Если нет, то мы останемся в середине, как сейчас, будем демонстрировать рост ВВП на 2–3%. Хочется верить, что этого сценария мы избежим.